Дневник экономиста: Пора банкротить Детройт


«Большая тройка» американских автопроизводителей – General Motors, Ford и Chrysler – находится в чудовищном финансовом состоянии. Они уже обратились к правительству за средствами. На их стороне и на стороне профсоюзов многие в новой администрации, включая самого Барака Обаму.

Эти компании потеряли десятки миллиардов долларов за последние несколько лет, и у них скоро совсем не останется наличности. Акции General Motors потеряли практически всю свою стоимость, а положение Ford немногим лучше. Фонд прямых инвестиций Cerberus Capital, купивший Chrysler, уже потерял большую часть своих вложений и пытается выйти из автомобилестроения.

Представители GM пугают конгресс и президента: если компания не будет выкуплена, она станет банкротом через несколько месяцев, а вместе с ней на дно пойдут ее поставщики по всей стране, возникнут огромные проблемы у Pension Benefit Guaranty Corp, федерального агентства, гарантирующего пенсионные выплаты сотрудникам автомобилестроительной отрасли.

Тем не менее я считаю, что банкротство – лучший шаг. Главная проблема «большой тройки» в том, что во времена процветания в 70-х, 80-х и 90-х гг. эти компании заключили слишком щедрые соглашения с объединенным автопрофсоюзом (United Auto Workers, UAW). Всего два года назад GM выплачивала пенсионерам и рабочим $5 млрд в год на медицинские цели, потому что страховки содержали огромные обязательства работодателя при минимальном софинансировании со стороны работников. В то время UAW был самым влиятельным профсоюзом в США и вел себя крайне агрессивно, объявляя забастовки в случае любых несогласий.

Дело не в том, что в США нельзя выпускать автомобили по конкурентным ценам: американские заводы японских производителей приносят прибыль уже многие годы. Иностранные компании добились успеха потому, что располагали свои заводы на юге и в пограничных штатах – там, где они могли избежать UAW и тем самым ввести эффективные методы производства. Их рабочие получали хорошие зарплаты, но не чрезмерные. Иностранные производители уже выпускают одну треть всех автомобилей в США.

Банкротство поможет GM и Ford стать более конкурентными, поскольку большая часть трудовых контрактов будет пересмотрена, расходы на здравоохранение снижены, а зарплаты приведены в соответствие с уровнем зарплат у иностранных производителей.

Хорошая аналогия – банкротство United Airlines, которое позволило компании разорвать контракты с профсоюзами. Сейчас компания гораздо лучше готова к конкуренции. Банкротство поможет автопроизводителям и обновить управленческую команду.

АВТОР – АМЕРИКАНСКИЙ ЭКОНОМИСТ, ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ