Последняя надежда

Деньги у «большой тройки» автокомпаний США могут закончиться к концу года, банкротство – не выход, власти ищут пути спасения
Рик Вагонер, Роберт Нарделли и Алан Малалли, возможно, и выпросят денег/ AP

Тяжелый больной. Тим Прайс

директор по инвестициям PFP Wealth Management. «Вряд ли можно назвать успешным бизнес, который, как GM, за четыре года принес убыток в $70 млрд. Барак Обама назвал автопроизводителей «хребтом американской промышленности». У этого хребта развитый остеопороз».

Руководители General Motors, Ford Motor и Chrysler два дня убеждали конгрессменов оказать им финансовую помощь, но законопроект демократов о выделении американскому автопрому $25 млрд из одобренной в октябре программы помощи финансовому сектору на $700 млрд принят не был. Акции GM вчера утром рухнули на 39% до уровня 1938 г., акции Ford упали на 19,8%.

Но потом пришло спасение.

Четыре сенатора сообщили, что достигли межпартийного соглашения о помощи автосектору. Его детали они пообещали раскрыть на пресс-конференции в 22.30 МСК, после сдачи номера «Ведомостей» в печать. Акции GM и Ford, отыграв падение, подскочили на 23% и 39% соответственно.

«Без немедленного бридж-финансирования ликвидные средства у Chrysler могут упасть ниже уровня, достаточного для поддержания операционной деятельности», – жаловался на слушаниях в конгрессе гендиректор Chrysler Роберт Нарделли. У GM деньги могут закончиться к концу года, а в автопроме США работает 3 млн человек, убеждал законодателей гендиректор GM Рик Вагонер. Но конгрессменам не понравилось, что автопроизводители не представили конкретных планов по использованию госсредств. «[Законодатели] говорят: почему рабочие в моем штате, зарабатывающие $40 в час, должны спасать людей в Детройте, зарабатывающих $70 в час?» – цитирует Майк Фрэнк, эксперт Heritage Foundation.

Сенатор Джим Баннинг предложил автоконцернам готовиться к банкротству. Вагонер ответил, что если GM банкротить, то, по-видимому, придется ее ликвидировать, так как у нее не будет никаких доходов. В Ford банкротство также не считают целесообразным, сказал его гендиректор Алан Малалли. В Chrysler, по словам Нарделли, проанализировали все аспекты возможного банкротства и обратились за советом к консультантам. GM может попасть в ситуацию Lehman Brothers: инвестбанк оказался не готов продолжать работу, когда правительство отказалось ему помочь, сетует человек, знакомый с положением дел в GM.

«Каждый раз, когда я вижу рекламу «0% по кредиту без первоначального взноса», меня корежит, – пишет в отчете Ганс Каллберг, аналитик Citigroup. – Времена, когда можно было купить сейчас, а заплатить потом, прошли: денег на покупку машин нет, денег на поддержку автосектора нет, нет больше денег от продаж, чтобы оплачивать абсурдные пенсионные планы, и нет причин правительству США бросать спасательный круг, только чтобы отсрочить неизбежный конец бесплодной автоиндустрии и рефинансировать долги, которые торгуются по 25% от номинала с доходностью 30%».