Куклы для Бьорк и танцы под большой экран

В Петербурге прошел фестиваль музыкального кино и видео Museek. Его главное событие – ретроспектива клипов Мишеля Гондри
Museek

На первый взгляд фестиваль – очередная забава для модной молодежи, мнящей себя синефилами. При ближайшем рассмотрении – основательная и сразу поставленная на широкую ногу ретроспектива лучших клипов.

Смотреть клипы на экране кинотеатра – особое времяпрепровождение. Что-то сродни тому, чтобы смотреть на нем телепередачи или телерекламу.

Организаторы решили играть по-крупному и не ограничиваться просмотром клипов: об этом говорит даже тот факт, что на Museek вручают приз. Жюри собрали из персон, более чем осведомленных в современном музыкальном процессе, – критика А. К. Троицкого, организатора фестиваля «Стереолето» Ильи Бортнюка и известного устроителя вечеринок и диджея Федора Крылова.

Кому достался приз, стало известно, когда номер «Ведомостей» уже подписывался в печать. Но главный козырь организаторы выдали сразу.

В день открытия фестиваля зрителям показали то, на что они точно придут, – первое в мире полное собрание сочинений монмартрского мечтателя Мишеля Гондри.

Тут стоит сказать о главном и безусловном таланте организаторов Museek – они знают своих зрителей как облупленных. И, как следствие, знают, что тем нужно. Гондри – режиссер идеальный для студентов гуманитарных вузов: мечтательный, нарочито чувствительный и по повадкам напоминающий влюбленных старшеклассниц. Поэтому идеальный формат для него – клип, где он и правда великолепен.

Кино по определению основано на реальности, а Гондри с ней не в ладах. Его стихия – фантазия, слишком волшебная, игрушечная и чрезмерная для кино. С клипами же она отлично сочетается.

В клипах Гондри работает исключительно как дизайнер, а не как художник: придумывает для музыки талантливую и яркую обертку. Для Radiohead – шизоидальные картинки неразделенной (или, наоборот, чересчур разделенной и расчлененной) любви, для Massive Attack – медитативные бытовые зарисовки, для Бьорк выстраивает жуткий кукольный театр. Иллюстрирует музыку, но не слишком нарочито, играет на полутонах.

И тем не менее если взять программу в целом, то придется отметить: организаторы ступили на скользкую дорожку – примерно ту же, на которой оказались «Каннские львы» и «Ночь пожирателей рекламы». Эти начинания быстро превратились из непосредственно фестивалей в тусовку, где никто на экран не смотрит, а развлекается как может.

В принципе, Museek и не отрицает такого пути – он по нему уже идет. Но уверен в том, что клипы не умрут под напором зрительского веселья, а органично в него вплетутся. Если учесть, что под клипы в отличие от рекламы можно танцевать.