Левый поворот: Экономика творчества

М.Стулов

Статья Михаила Ходорковского «Новый социализм: Левый поворот – 3. Глобальная perestroika» (см. «Ведомости» от 7.11.2008, стр. А5) интересна не только как свидетельство личного мужества автора, творческие усилия которого власть обычно оценивает карцером. Ходорковский пишет о том, что сейчас волнует всех: о глобальном экономическом кризисе.

Базовые ценности perestroika Ходорковский формулирует так: «На первое место среди предпосылок экономического развития объективно выходит человеческая способность к творческому труду, а значит, политические и социальные условия, позволяющие эту способность реализовывать».

Однако большая часть статьи посвящена не этому. Автор формулирует в ней программу конкретных действий по реализации перестройки, основной тезис которой – «качественное усиление роли государств как регуляторов в экономике». Можно ли с помощью усиления роли государства в экономике обеспечить главное условие перестройки – более полную реализацию творческого потенциала общества?

В левом дискурсе, в рамках которого написана статья, государство – классовый инструмент. При либеральном капитализме оно выражает интересы собственников, при социализме – бюрократии. В государственно-капиталистических авторитарных странах власть защищает прежде всего интересы бюрократического капитала, т. е. коррумпированных чиновников и близких им крупных предпринимателей. Любое усиление роли государства в этой системе означает рост влияния и благосостояния бюрократии за счет других слоев населения.

Противоречие между задачами творческого развития общества и архаичными социальными институтами – главный фактор, провоцирующий глобальный кризис. Усиление регулирующей роли государства в экономике вряд ли сможет решить эту проблему. Помочь обществу раскрыть его творческий потенциал может только радикальная модернизация социальных институтов, а не усиление влияния их бюрократического руководства.

Кризис «экономики знака»

Ходорковский обращает внимание на кризис виртуального сектора, получившего «гротескную самоценность». Безусловно, нынешние драматические события на финансовых рынках – не просто экономический кризис; это, возможно, фатальный кризис всей системы постмодернистской «экономики знака» (термин Жана Бодрийяра). Нынешний кризис – прежде всего кризис доверия к информации в постмодернистском обществе, где навязанные интерпретации давно стали важнее самой реальности.

Эта система была создана в середине ХХ в. с помощью новых для того времени инструментов манипуляции: телерекламы, маркетинга, пиара, спекулятивных глобальных финансовых рынков и т. д. Результат их работы – манипуляция сознанием, формирование иррационального поведения потребителей и мелких инвесторов со стороны спекулятивных экономических элит.

В этой системе, которую Джон Гэлбрейт назвал экономикой перевернутой последовательности, не потребитель диктует условия рынку, а производитель (продавец, промоутер) заставляет его подчиниться собственным потребностям и задачам.

Рано или поздно иллюзорная, сконструированная картина мира должна была столкнуться с суровой экономической реальностью. Люди начали понимать, что король голый. Но в ситуации всеобщего недоверия рынки нормально функционировать не могут. Так начался нынешний глобальный кризис, вряд ли преодолимый в существующих условиях.

Сетевая экономика

Ходорковский пишет о «частичном восстановлении в правах ценностей и стандартов индустриальной эпохи». Его рецепты преодоления кризиса обращены к опыту усиления регулирующей и перераспределяющей роли государства в 30–50-е гг. ХХ в.

Подобная политика могла работать только в условиях индустриальной экономики, которой можно было просто и эффективно управлять. Сейчас другая ситуация. Экономика спекулятивных рынков, питающихся сконструированной информацией, трудно поддается государственному регулированию. В нее можно вливать деньги, пытаться поддерживать какое-то время на плаву. Но очередной кризис доверия неизбежно сметет все наскоро возведенные государством песчаные дамбы.

Выход из кризиса – не в попытке реанимировать давно умершую индустриальную модель, а в создании благоприятных социально-правовых условий для развития наиболее перспективных направлений экономики. В последние десятилетия созданы технологические условия для того, чтобы на смену «экономике знака» пришла «экономика творчества», в которой большая часть национального дохода будет создаваться в области воспроизводства новых знаний и технологий, а не в сфере услуг и манипуляций, как сегодня.

Новая «экономика творчества» не может быть построена в условиях госкапитализма. Творчество не терпит диктата, требует свободного, равноправного сотрудничества. Его одинаково убивают и давление собственников, стремящихся к быстрым деньгам, и контроль государственной бюрократии. Творческая деятельность может быть наиболее успешна только в условиях политической и социальной демократии, самоорганизации свободных людей.

Возможности для этого дает современный уровень развития информационных технологий – когда на смену монологичному теледиктату правящих элит приходит диалоговая культура интернета, социальных сетей. В этой культуре простой человек может быть полноправным субъектом, источником информации.

Ограничение произвола менеджеров корпораций за счет увеличения контрольных возможностей чиновников, к чему сводится часть предложений Ходорковского, не изменит сегодняшнюю кризисную ситуацию. Государство может сыграть позитивную роль, только обеспечивая беспрепятственное развитие и правовые гарантии «экономики творчества».

Именно новая творческая децентрализованная самоуправляющаяся экономика, актуализирующая интеллектуальный потенциал общества, сможет дать ответ на вызовы времени, о которых пишет Ходорковский: освоить возобновляемые источники энергии, решить глобальные ресурсные, экологические, демографические проблемы.

Левая альтернатива

В книге «Викиномика» Дон Тапскотт и Энтони Вильямс предрекли большое будущее сетевому экономическому сотрудничеству: «С ростом количества компаний, использующих преимущества массового сотрудничества, подобный способ организации постепенно заменит традиционные корпоративные структуры и станет новым типом двигателя экономики, создающей благосостояние». «Вики» – это принцип, на котором основано создание таких бесплатных продуктов, как операционная система Linux и сетевая энциклопедия Wikipedia. Таким образом, «викиномика» – это использование массового сотрудничества, взаимодействия равных и идеологии открытого кода для достижения коммерческого успеха.

Сегодняшний кризис, разоряющий банки и корпорации, может резко активизировать этот процесс. Становится очевидной необходимость формирования новых социально-экономических институтов, лучше соответствующих возможностям и требованиям информационной эпохи.

Такими институтами могут стать сетевые самоорганизующиеся объединения: творческие, производственные, потребительские, кредитные, общественно-политические. Эти открытые сообщества формируются с помощью интернета и других новых информационных технологий как для решения конкретных задач, так и для долгосрочного сотрудничества между людьми.

Усиление государственного регулирования – тактическая мера, призванная смягчить последствия финансового кризиса. Причем для того, чтобы эта политика была успешной, необходим реальный контроль общества над властью, ее проводящей. В России при сохранении нынешнего политического режима дальнейшее усиление роли государства может привести только к еще большей бюрократизации экономики.

Ходорковский апеллирует к элите. Но элиты в современном мире часто ведут себя корыстно и самоуверенно. Им вряд ли по силам отказаться от воспроизводства привычных форм власти и эксплуатации. Кризис может быть преодолен только в результате социально-политической активности самого общества, развития сетевой демократии и самоорганизации.

Для движения вперед необходим больший контроль не бюрократии над экономикой, а общества над государством и корпорациями. Тогда станет реальностью подлинный левый поворот – от обслуживания эгоистических интересов бюрократии и собственников к созданию условий для максимальной реализации творческого потенциала общества.