С верой в банки

Подавляющее большинство москвичей доверяют банкам и в кризис, но скептические настроения появились у каждого четвертого, говорят эксперты

При этом статистика фиксирует отток вкладов. В сентября по всем российским банкам он составил 1,5%, в октябре, по оценке Альфа-банка, будет на уровне 4–5%. Урезает большинство банков и программы по кредитованию населения.

Уровень доверия к банковской системе подавляющего большинства москвичей не изменился, несмотря на мировой финансовый кризис, гласят данные опроса 500 человек, проведенного компанией «Има консалтинг» в октябре в форме телефонных интервью по случайной выборке.

68% назвали неизменным свое отношение к банкам, а еще 4% даже стали доверять больше. Однако скептиков почти в шесть раз больше, чем отъявленных оптимистов. Почти каждый четвертый (24% опрошенных) признался, что стал худшего мнения о надежности российских банков. «Столь высокую долю граждан с падающим уровнем доверия можно назвать критической, и при возникновении прецедентов невыполнения банками обязательств перед населением она может привести к значительному оттоку депозитов населения», – считают авторы опроса.

Доля пессимистов, оценивших уровень доверия к банкам ниже 4 баллов из 10, составила всего 14,5%. Высокий уровень доверия (от 8 баллов) свойствен для вдвое большего количества человек – 30,6%. Оценки в диапазоне от 5 до 7 баллов выставили более половины (50,7%) опрошенных. «Наиболее часто респонденты давали оценку 5, что можно, по всей видимости, интерпретировать как «средний уровень доверия», – считают авторы исследования. Только 4,2% их собеседников затруднились оценить уровень доверия банковской системе.

Рассуждения москвичей отнюдь не праздные – треть из них (35%) оказались потребителями банковских услуг. Причем подавляющее большинство пользователей помимо Сбербанка посещают и его конкурентов. Однако 19,3% населения приходит в банк за так называемыми субуслугами – оплатой платежей, получением выплат и др. 41,5% клиентов помимо субуслуг пользуются еще лишь одной услугой банков, 25,8% – двумя услугами, а 13,5% попадают в категорию пользователей с высоким уровнем активности (три и более услуг). В среднем житель Москвы пользуется 2,3 банковских услуг, говорится в материалах исследования.

Противоречий нет, число вкладов растет – массовый клиент, защищенный государством, чувствует себя комфортно и рад растущим ставкам, рассказывает вице-президент Московского банка реконструкции и развития Виктор Шпрингель. А вот крупные клиенты изымают вклады отнюдь не от потери доверия – им требуются средства для поддержки бизнеса, к тому же на фоне кризиса они диверсифицируют вложения, рассказывает Шпрингель.