Дареный конь без зубов

В этом году если кто и получит новогодние подарки, то только vip-клиенты. В условиях кризиса компании принялись сокращать списки адресатов. И все же эксперты советуют не торопиться: подарок в кризисной ситуации может оказаться действенным маркетинговым ходом

Статистика вопросов, которые задают на горячей линии специализированной бухгалтерской справочной системы (БСС) «Система Главбух», показывает, что если в прошлом году с октября по декабрь самым популярным был вопрос о том, как учесть расходы на подарки, то в этом году его уже никто не задает. «Компании чаще всего обращаются к нам с вопросом, как понизить зарплату: за октябрь его задали 7500 человек, – рассказывает руководитель БСС Елена Авилова. – Или как сократить штат: в октябре его задали 6870 человек». Если говорить о суммах, то в разных компаниях тратились разные деньги на подарки, продолжает эксперт: в прошлом году речь шла о $20–50 в расчете на одного обычного клиента и $150–200 и более на vip- и supervip-клиента. «В этом году мы можем говорить о сокращении всех сумм», – отмечает Авилова.

Кто не экономит

«Мы решаем проблему подарков на том уровне, куда кризис не доходит. Владельцы одних крупных компаний будут делать подарки владельцам других крупных компаний до тех пор, пока не начнется ядерная война», – шутит Линор Горалик, писательница и директор по развитию бизнеса компании «Кристофер контент», создающей литературу по корпоративным заказам. В этом году ее компания получила два таких заказа, идею подарка она не раскрывает, пояснив лишь, что обычно это написание разных вариантов одного и того же детектива, триллера или любовного романа. «В позапрошлом году, например, мы делали детектив с 12 разными концовками, – рассказывает Горалик. – Книгу дарили 12 клиентам, которые потом долго сравнивали сюжеты и обсуждали, какой лучше». Цена такого подарка в зависимости от того, сколько в ней фактуры, знаний о компании и т. д., – не меньше 10 000 евро, говорит писательница, поэтому небольшое количество заказов в категории vip-клиентов – нормальное явление.

«Мы принципиально не делаем дорогих подарков, – рассказывает Анна Сошинская, менеджер по связям с общественностью «Avon Россия». – Традиционно на Новый год мы дарим свою косметическую продукцию». В этом году, отмечает она, компания дополнительно решила разработать серию брендированных оригинальных презентов для партнеров и клиентов. Это будут недорогие, «со смыслом» сувениры и речь о сокращении бюджета не идет, добавляет Сошинская.

Кто экономит

«У нас цена подарка колебалась в диапазоне 500–5000 руб. на человека, их было три наименования: настольный сувенир, баночка малинового варенья с логотипом компании и электронные фотоальбомы для руководителей», – делится Павел Иванушко, гендиректор страховой компании «Отечество». Сейчас компания на 30% сократит подарочный бюджет (он в компании составляет меньше 1% от всех страховых сборов). Теперь подарки для тех же vip-клиентов будут выбираться из расчета 3000–4000 руб., говорит Иванушко.

В список получателей подарков компании «Сибур – русские шины» входят партнеры по бизнесу и чиновники в регионах. «В этом году от сувениров мы не откажемся, тем более что их стоимость составляет десятые доли процента нашего рекламного бюджета», – говорит Дмитрий Соков, заместитель генерального директора по операционной деятельности. Просчитав, что эффект от дарения подарков получается небольшой, здесь еще три года назад сократили бюджет почти в 10 раз.

Умные подарки

В компании AGC Flat Glass Russia еще в начале года решили, что подарочный бюджет будет израсходован на благотворительные цели. «Речь идет о социальных и культурных проектах в регионах, – поясняет Александр Тарасов, менеджер по связям с общественностью. – Сокращения бюджета в связи с кризисом не произошло. Средства заранее были направлены на помощь больным детям и детям-сиротам, поддержку театральных проектов и другие инициативы».

«Уже три года мы перечисляем «новогодние» бюджеты на организацию благотворительных акций», – рассказывает Станислав Алексеев, управляющий партнер Transearch International по России. Его компания поддерживает детский церковный хор при культурно-просветительном центре в Санкт-Петербурге. «Вместе с хором мы планируем поехать на праздники в детские дома и больницы, – продолжает он. – Сумму пожертвований менять не намерены». Единственное, что в этой компании сохранили для клиентов, – это открытки, которые Transearch International изготавливает на заказ. «В этом году, – продолжает Алексеев, – открытки получат около 300 клиентов, это на 20% меньше».

«Расходы на подарки сокращают те компании, которые не думают о том, что самое ценное, что у них есть сейчас, – это клиенты и сотрудники», – полагает Андрей Мудрый, ранее коммерческий директор компании «Экспедиция», ныне свободный бизнес-консультант. По его мнению, отказываться от подарков совсем не стоит, лучше подумать над тем, как их сделать «более умными». «В 2004 г., когда мы дарили своим клиентам самогон, то приписывали в открытках «Компактное устройство для снятия стресса. Для домашнего и офисного использования», – улыбается Мудрый. Все кругом сокращают расходы, поэтому умный подарок на этом фоне будет особенно ярким, уверен он.