Хочется наличных

В ближайшие два-три года новых складских проектов Самаре ждать не стоит – на них денег нет. Хотя начатые объекты девелоперы обещают закончить

В III квартале 2008 г. предложение высококачественных складов в аренду в Самарской области уменьшилось по сравнению со II кварталом на 40% – до 98 200 кв. м, говорится в исследовании компании «Индэст-девелопмент». Одновременно почти вдвое увеличился объем площадей на продажу – до 77 700 кв. м, утверждают аналитики. Все из-за того, что многие крупные торговые сети сворачивают развитие и отказываются от ранее заключенных предварительных контрактов на долгосрочную аренду, объясняет гендиректор «Индэст-девелопмент» Михаил Ненашев. Поэтому владельцы складов хотят получить наличные и выставляют участки на продажу. Директор по логистике Самарской логистической компании (СЛК) Татьяна Малькова подсчитывает, что всего в Самарской области около 800 000 кв. м складских комплексов. Из них около 190 000 кв. м приходится на класс А, еще 210 000 – на класс В.

Воздерживаются от заявлений

Согласно заявленным ранее планам девелоперов до 2009 г. в области должно было появиться около 80 000 кв. м качественных складов классов А и В, напоминают эксперты из Knight Frank. Пока публично о заморозке складских проектов в Самаре никто не заявлял. Но для экспертов Knight Frank очевидно, что будут построены лишь объекты, которые находятся сейчас на завершающей стадии. В частности, к двум существующим достраивает еще две очереди (40 000 кв. м) складского комплекса компания «Виктор и Ко». Таким образом, общая площадь комплекса составит примерно 132 000 кв. м.

Ассоциация «Версиво» в текущем году сдала первую очередь (5800 кв. м) склада, а до 2010 г. обещает построить еще две очереди (общей площадью около 9000 кв. м), говорит ее директор по развитию и инвестиционному анализу Денис Сергеев. X5 Retail Group объявила о возведении комплекса на 28 000 кв. м в следующем году, рассказал гендиректор поволжского представительства X5 Retail Group Владимир Рыжков.

Новых складских проектов ждать пока не стоит, уверены аналитики Knight Frank: «Финансовый кризис привел к тому, что участники рынка заняли выжидательную позицию, проводят анализ затрат и снижение внутренних издержек». Выжидание, по мнению экспертов, продлится два-три года. На самарском рынке логистики работают только местные игроки, хотя о планах по выходу в Самару заявляли «Евразия-логистик», Megalogix, «Каширский двор», «Протек», «Логика движения» и др.

«Сейчас ситуация в сегменте строительства складов такая же, как и у всех девелоперов, – кредиты очень дорогие и получить их крайне сложно. С собственными средствами тоже проблема», – говорит Рыжков. По его словам, склад строится для собственных нужд: «Дешевле самим построить, чем арендовать». Он будет достроен, поскольку находится уже на завершающей стадии, отметил Рыжков.

Дорогие деньги

По словам старшего вице-президента самарского Первобанка Дениса Хадеева, в ноябре кредиты стоили девелоперам от 18% до 25% годовых, в то время как до кризиса можно было взять кредит под 13–18%. «Требования к заемщику и к предоставляемому залогу тоже ужесточились», – говорит он. Кредит можно получить в любом банке, но под большие проценты, что просто невыгодно строителям, продолжает Ненашев. Например, СЛК работала с Номос-банком, «Версиво» – со Сбербанком. «Но сейчас кредиты под строительство складов никто не берет – дорого», – добавляет Ненашев.

Из-за удорожания кредитов у девелоперов пока не снижается себестоимость строительства – несмотря на удешевление стройматериалов (металлопрокат, например, с лета подешевел на 70%, арматура – на 60%), утверждает Рыжков. «То, что раньше получали подрядчики, теперь получают банки», – соглашается Сергеев из «Версиво». Ненашев уточняет, что 1 кв. м строительства класса А и В составляет от $500.

Помощи ждать неоткуда

На проблемы логистики недавно обратил внимание губернатор Самарской области Владимир Артяков: «Необходимо расшивать наметившиеся проблемы <...> используя для этого все имеющиеся в нашем распоряжении ресурсы и помощь федерального центра». В первую очередь губернатор намерен «более активно продвигать инициативы по изменению законодательной базы». Как область намерена это делать, в пресс-службе сказать не смогли.

По мнению Дениса Сергеева, ситуация в секторе логистики может развиваться по двум сценариям. Первый: собственники складов поднимут арендные ставки. Второй вариант: если кризис усилится, то сократится количество арендаторов, предложение превысит спрос, и складской сегмент станет убыточным.

Уже сейчас появились проблемы с наполнением складских комплексов – например, в объекте СЛК вакантно 40%, рассказала Малькова, у «Версиво» – 30%.

Чем дешевле, тем лучше

«Арендаторы предпочитают более дешевые склады. Сейчас 1 кв. м в классе А стоит 305–480 руб. в месяц, а клиенты согласны на 240 руб. Такая же ситуация и в классе В: клиенты ради экономии соглашаются и на менее качественные склады», – говорит Малькова. «Сейчас дефицита нет. Полгода назад был», – добавляет Сергеев.

Аналитики Knight Frank прогнозируют либо стабилизацию арендных ставок, либо их снижение – на 3–5% уже в 2009 г. В СЛК раздумывали о целесообразности поднятия цен, но тогда можно совсем остаться без клиентов, поэтому от этой идеи отказались, добавляет Малькова.