Консервация вместо развития

Новосибирску пока не нужно больше высококлассных терминалов. Эксперты ожидают, что запланированные на 2009 г. склады вовремя не откроются

Будет дешевле. 1400

долларов составляет себестоимость строительства 1 кв. м складов в Новосибирске, по данным Региональной инвестиционной компании (РИК)

20-30%

может составить падение себестоимости в течение будущего года, по подсчетам РИК. Уже снижаются цены на цемент, сборный железобетон, наметилась тенденция по перепроизводству щебня и песка

В декабре 2007 г. областной администрацией была принята «Стратегия социально-экономического развития на период до 2025 г.», определившая четыре приоритетных территориально-отраслевых кластера Новосибирской области, один из которых – транспортно-логистический.

Бумажная стратегия

Все виды бизнеса, связанные с транспортом, находят безусловную поддержку у местной администрации, говорит начальник планово-экономического отдела ОАО «Трансконтейнер» Владимир Яблонский. Совместно с обладминистрацией компания развивает проект контейнерного терминала «Клещиха» стоимостью 700 млн руб. Однако, добавляет Яблонский, пока компании приходится полагаться на свои силы: власть «ограничивается моральной поддержкой, в материальном плане есть, видимо, другие приоритеты».

По информации опрошенных «Ведомостями» экспертов, при участии обладминистрации активно реализуются семь из 11 проектов в сфере дорожного строительства, складского хозяйства, логистики. Помимо «Клещихи» это хаб в аэропорту «Толмачево» (со складом в 80 000 кв. м), логопарк «Евразии логистик» (общая площадь – 800 000 кв. м), складской комплекс компании «Евросиб» (50 000 кв. м), терминально-складская сеть компании «Запсибтрансблок» (шесть грузотерминалов), транспортно-логистический комплекс в районе Барышево от Сибирской транспортно-логистической компании (40 000 кв. м). В заслугу обладминистрации аналитики ставят работу по строительству третьего (Оловозаводского) моста и выделение земли девелоперам для логопарка «Толмачево». Неподалеку от аэропорта на территории в 214 га должно быть построено около 800 000 кв. м складов класса А и контейнерная площадка общей площадью 130 000 кв. м. Примерный объем инвестиций – $14 млрд.

Неощутимый дефицит

Сейчас в городе и пригородах насчитывается 750 000 кв. м складов, делится цифрами Игорь Дидух, гендиректор «Евросиб-терминал-Новосибирск». Складами класса А (их общая площадь – 130 000 кв. м) сейчас располагают шесть складских операторов: «Машкомплект», ItellaNLC (до сентября 2008 г. – Национальная логистическая компания), «Сибирский грузовой терминал», Siblogix, Bee Logistic и «Евросиб-терминал-Новосибирск», говорит он. Складов класса В, по подсчетам Дидуха, – 270 000 кв. м.

До 2009 г. было заявлено строительство до 1,5 млн кв. м высококлассных складов, говорит Полина Винокурова из ItellaNLC. Евгений Новиков, директор Siblogix, рассказывает, что в связи с усложнившейся ситуацией на финансовом и строительном рынках сдача этих площадей отодвинется. Сергей Дьячков, управляющий партнер DSO Consulting, предполагает, что до конца 2009 г. может быть введена только первая очередь (95 000 кв. м) складского комплекса «Евразии логистик».

Уровни падения

По разным оценкам, в ноябре 2008 г. ставки аренды 1 кв. м в классе А составляли от $140 до $190 в год. Ставка аренды палето-места в классе А колеблется от 300 до 380 руб. в месяц без НДС, поделился Новиков. По данным Верещагина, ставки на услуги ответхранения в Новосибирске на 20% выше, чем в Москве, «из-за нехватки логистических операторов и перегруженности имеющихся».

Однако кризис повлек за собой снижение объема товарных потоков. В 2009 г. объем возимых товаров сократится на15–20%, прогнозирует Яблонский. Это приведет к падению спроса на складские площади высокого класса, полагает Луговой. По мнению Новикова, вероятность увеличения товарных запасов существует, но логисты «пока не ощутили затоваривания».

Пока что падает спрос на покупку складских площадей более низкого качества. Андрей Белов, риэлтор компании «Сибакадемстрой недвижимость», говорит, что в ноябре 2008 г. склад класса В (1000–2000 кв. м) стоил в среднем от 10 млн до 35 млн руб., класс С – примерно от 32 млн до 40 млн руб. Для такой покупки небольшая компания может вынуть из оборота в лучшем случае половину, на остальное обычно брались кредиты, говорит Иван Стрижев, специалист компании «Центр коммерческой недвижимости». А сейчас банки отказываются кредитовать такие покупки, добавляет он. «Сроки кредитования коммерческой недвижимости в среднем 10–15 лет, а банки сейчас хранят свой портфель, а не раздают деньги, как раньше», – объясняет Стрижев.