Романтической свободе и колонны не помеха
Симфоническая музыка Роберта Шумана звучит на нашей сцене нечасто, что, как показал концерт Михаила Плетнева, зряВ этом сезоне Плетнев дает с Российским национальным оркестром (РНО) удачные монографические концерты. Вслед за Римским-Корсаковым и Шубертом настал черед Шумана – композитора, которого все любят за его фортепианную и вокальную музыку, исчерпывающе выражающую зрелость (но не перезрелость) романтизма. В музыке же Шумана, написанной для больших оркестров, еще слышатся традиции классицизма. Романтическая интонация вливается в них рекой, как в чуждую готовую форму, и силится ее расплавить.
Даже в Виолончельном концерте есть парадные черты классики вроде прямолинейных атрибутов виртуозности. Для их исполнения требуются спортивно-силовые качества, которых не обнаружилось у приглашенного денди – британского виолончелиста Стивена Иссерлиса. Звук его на форте был тускл и гибнул за оркестром. Но в середине Концерта есть истинно романтический островок: медленная и тихая часть, и в ней звук Иссерлиса источал субтильную кантилену, а ему внимательно вторила более мужественная виолончель концертмейстера оркестра. (Сыгранная Иссерлисом на бис «Песня птиц» Пабло Казальса и вовсе привела зал в восторг.)
Виолончельный концерт был окружен чисто симфоническими опусами – увертюрой «Манфред» и Четвертой симфонией. Шуман верен принципам театральной увертюры и классической симфонии, он заботится о правильном развитии и необходимых эффектах: тутти с трубами и тромбонами звучат празднично и грозно. В Четвертой симфонии не слишком удачная медленная часть, написанная под влиянием Бетховена. Если бы не это, быть Четвертой репертуарным произведением – особенно упоителен полетный финал, прерываемый мрачными возгласами тутти.
Плетнев дирижировал ярко и очень свободно, утрированно подчеркивая именно текучую, кипящую на ходу природу музыки Шумана. В увертюре и симфонии он не прибегнул к партитуре, дирижируя наизусть. Оркестр звучал хорошо, но был не так свободен – это чувствовалось в мелких швах и неточностях. Известно, что РНО лучше всего играет музыку, которую не раз обкатывал на публике. Это еще один аргумент в пользу частого исполнения симфонического Шумана.