Цифра недели: 1%


В  понедельник Центробанк позволил рублю ослабеть на 1%. Две недели назад мы это уже видели. Непонятное большинству нормальных людей «расширение коридора допустимых колебаний» скоро станет таким же расхожим эвфемизмом для девальвации рубля, как «оптимизация издержек» для массовых увольнений, а «мировой финансовый кризис» – для ситуации, в которой все очень плохо.

Главный официальный экономист Сбербанка Ксения Юдаева называет девальвацию среди трех основных мер, которые позволят правительству сопротивляться экономическому спаду. Большинство инвестбанков сходятся на том, что девальвировать рубль Центробанку придется на 10–20%. Есть, правда, некоторые сомнения в том, нужно ли девальвировать национальную валюту с черепашьей центробанковской скоростью – 1% в две недели – и таким образом растягивать процесс на полгода. Например, аналитики «Ренессанс капитала» предлагают ослабить рубль в три приема по 3–5% за раз. Но сути это не меняет.

Вместе с девальвацией в российской финансовой системе идет еще один процесс, который у многих вызывает недоумение. Одновременно с первым 1%-ным ослаблением рубля Центробанк решил повысить свои базовые ставки. Более того, ЦБ явно подает сигналы рынку, что стоимость кредитных ресурсов будет расти в ближайшее время. Такая тактика разительно отличается от поведения центробанков развитых стран, похоже уже морально готовых свести свои ставки совсем до нуля. В конце концов, инфляция, на которую ссылается председатель ЦБ, объясняя резкий взлет ставок, выросла за последний год не на 5% и тем более не на 10%.

Думаю, что рост ставок, как бы это ни показалось странным, напрямую вызван запланированной девальвацией. С одной стороны, Центробанк высокими ставками пытается поставить заслон на пути вывода рублевых активов за границу. Если рублевые ставки превышают вероятный уровень девальвации, а долларовые ставки близки к нулю, то заработать, вложив госденьги в дорожающие доллары, невозможно (за исключением банков, которые получают эти госденьги на особо льготных условиях, но таких не много, и ЦБ в состоянии их худо-бедно контролировать). С другой – высокие рублевые ставки при относительной нормализации ситуации в экономике могут привлечь иностранных спекулянтов, как это уже было в прошлом году, и тем самым помочь Центробанку стабилизировать рубль.

Главное – это не забыть быстро снизить стоимость кредитов в тот момент, когда рубль дойдет до низшей точки.