Лечение кризиса: Очень простые способы


Наконец-то наличие кризиса у нас официально признано. После выступления премьер-министра на съезде правящей партии об этом можно писать открыто. Надеюсь, уважаемые «Ведомости» будут и дальше радовать нас свежими идеями и сценариями, включая статьи Евгения Гонтмахера. Однако за диагнозом следуют рецепты лечения. Правительство пока легких путей не искало. Оно сделало ряд неправильных шагов в правильном направлении. Направление – предотвратить спад в экономике, восстановить доверие и спрос – верное. Но раздача слонов олигархии и точечные инъекции денег «бедным девелоперам» – шаги неверные. Ибо десятки миллиардов долларов уже спалили, а результатов пока не видно (разве что изменилось содержимое нескольких частных карманов). Обвал производства и кризис неплатежей на дворе. Субъекты рынка это скрывают, предприятия по факту работают «на склад» в надежде на изменение конъюнктуры. Так может, начнем делать шаги в верном направлении?

Первый шаг. В принципе, озвученные на прошлой неделе премьером правительства меры можно охарактеризовать как первые внятные, правильные шаги, но их недостаточно. План действий по преодолению экономического кризиса надо дополнить. Поддержка малого и среднего бизнеса, который мог бы компенсировать рост безработицы, снижение тарифов на импорт современного оборудования, снижение налогов, – верно, но долго. Тарифы на новое, не производимое в России оборудование надо срочно обнулять. Наша Национальная резервная корпорация, например, в 2008 г. в сфере сельского хозяйства и малоэтажного домостроения заплатила тарифов (и штрафов) столько, что можно было бы купить новую яхту. Какая от этого польза? Почему сразу не дать 3–5-летние налоговые каникулы для новых производств? Ведь известно, что эти налоги ушли на виллы и частные самолеты чиновников из «госгеркулесов»!

Но и этого пока не тянет план Путина. А что будет, если к 10 заводам малоэтажного панельного деревянного домостроения (а это и есть структурная реформа строительства) добавить еще тысячу, к самому большому картофельному хозяйству в Европе – еще 100 таких? Все новое оборудование – немецкое, и вошедшая в рецессию экономика Германии с легкостью поставит нам и это, и многое другое, причем в кредит (Hermes, KfW и т. д.).

Одна проблема – как сделать так, чтобы это оборудование попало в эффективный малый и средний частный сектор в России, а не пропало на взятках и не ржавело на складах, как во времена «двух процентов» в конце 80-х и 90-е гг.? Это на самом деле совсем не сложно. Через сетевые банки (лучше негосударственные) и инкубаторы малого и среднего бизнеса в регионах. Причем через конкурсы.

Второй шаг. Прямая системная и прозрачная помощь реальному сектору – это хорошо, но, если банковская система не может исполнить функцию кредитора, дело швах. Между тем это важная составляющая кризиса. Почему банки не выполняют свою функцию финансирования как потребительского спроса, так и корпоративного сектора? Причина проста. И это не отсутствие доверия к заемщикам (тут лишь часть проблемы), просто большая часть крупных банков сами являются крупными заемщиками. Корпоративный долг банковского сектора – около 25% от общего. В этом и следующем году банкам предстоит выплатить около $120 млрд. Поэтому всю ликвидность они сгребают в кучу. Возникает порочный круг, который, впрочем, российское правительство способно разорвать одним системным движением.

С учетом того, что российский суверенный долг составляет 4% ВВП (один из самых низких показателей в мире), государство может конвертировать корпоративный банковский долг в суверенный. Например, в 10–20-летние еврооблигации, выпущенные в разных валютах. Иностранные кредиторы согласятся с удовольствием – зачем им риск банковских дефолтов? Зато мы решаем сразу две задачи. Во-первых, так мы сформируем привлекательное предложение на рынке суверенных долговых обязательств, где Россия может вполне конкурировать в заимствованиях даже с США. Во-вторых, это реальная помощь банковской системе, поскольку российские банки будут должны деньги российскому же Минфину, который сможет урегулировать отношения с ними, например, через 10-летние рублевые облигации. У банков образуется ликвидность, которую они используют по назначению, зарабатывая на процентных доходах (акционеры заставят). Остальное – дело техники.

Без этого «растолкать тромбы» не удастся. И никакая Генпрокуратура не поможет (да и ходить ей надо бы в госбанки, а не к частникам). А введение валютных ограничений – пустая трата времени. Они были в 90-е и не работали. Лучше бы финансовым властям восстановить доверие к рублю, допустить еще 100 здоровых банков к 6–12-месячным аукционам ЦБ, сформировать вторичный рынок ипотеки... У нашей общественной антикризисной инициативы есть много рекомендаций – обращайтесь.