Ножом по бюджету

Финансовый кризис ударил по рекламному рынку Новосибирска. В ноябре объем заказов в рекламных агентствах упал на 25–30%. Рекламодатели меняют дорогие носители на более дешевые

Растет медленнее. 184

млрд руб. – объем российского рынка рекламы в январе – сентябре 2008 г.

20,8%

рост по отношению к девяти месяцам 2007 г. В январе – сентябре 2007 г. рост составлял 27%

3,3

млрд руб. – объем новосибирского рынка рекламы в 2007 г. Рост к 2006 г. – 15%

Количество заказов в рекламных агентствах Новосибирска в ноябре упало в два раза, говорит руководитель новосибирского офиса рекламной группы «Мелехов и Филюрин» Александр Филюрин.

В целом рынок упал на 30%, снизилась активность банков, строительных компаний, соглашается генеральный директор РА «Петра» Владимир Верхоланцев. Из дорогих носителей рекламодатели перемещаются в более бюджетные радио и интернет, говорит он.

Почти полностью прекращено производство и размещение на ТВ видеороликов, утверждает замдиректора рекламной группы «Сателлит-медиа» (специализируется на производстве и размещении видеорекламы) Марина Соколова. Провальными были сентябрь и октябрь, добавляет генеральный директор «Алькасар Новосибирск» (продает рекламу на НТВ, ТНТ, ТВЦ) Юрий Коробченко. В декабрьский предраспродажный эфир вернутся ритейлеры, полагает он, но рынок по итогам года пострадает. По оценке Коробченко, рынок телерекламы в 2008 г. составит $30 млн, что на 7% ниже уровня 2007 г.

Генеральный директор «Видео интернешнл – Новосибирск» (продает рекламу на «Первый канал», РТР, СТС, «Домашний») Анатолий Горнштейн утверждает, что у него снижения продаж не было. Директор рекламного агентства «Новосибирского городского сайта» (около 50% рынка интернет-рекламы) Маргарита Готман отказалась от комментариев.

Среди ритейлеров и автодилеров заметно перераспределение бюджетов телерекламы в пользу радио, говорит владелец «Юнитона» (радиостанции «Маяк», «Юнитон», «Городская волна») Борис Комаров. Прогнозировалось, что по итогам года рынок радиорекламы составит 220 млн руб., но в реальности будет около 200 млн руб., что лишь на 5–7% больше, чем в 2007 г., считает директор «ВКПМ-Новосибирск» («Авторадио», «Юмор FM», Energy и «Радио рекорд») Евгений Тумашев.

В 2009 г. мы ожидаем снижения рекламных бюджетов компаний на 30–40% от уровня 2008 г., продолжает Филюрин. По его словам, в первую очередь сокращают рекламные бюджеты финансовый сектор, ритейлеры и строители.

Большинство компаний ужимают бюджеты, перераспределяя их между альтернативными рекламоносителями, говорит Андрей Гладченко, генеральный директор корпорации «Медиасфера» (газета «Николаевский проспект», РА «Альянс медиа», телеканал «Новосибирск+», вещающий в метро). Большинство рекламодателей отложили принятие рекламных бюджетов на 2009 г. на неопределенный срок, федеральные рекламодатели практически ушли из наружной рекламы и прессы, говорит он.

Инвестиционный городской банк общий бюджет не сократил, но отказался от рекламы на ТВ в пользу радиорекламы, рассказывает руководитель отдела рекламы банка Андрей Чайкин. Мы договорились о скидках на наружную рекламу, банк постоянно размещается на 30 поверхностях, в декабре скидки составили до 50–60%, такие же будут и в I квартале 2009 г., говорит Чайкин.

Крупнейшие операторы наружной рекламы не дают таких скидок, уверяют гендиректор «Рима» Марк Василенко и директор по продажам и развитию сети стандартных форм «Артбизнеслайна» Нина Зотикова (у обоих около 2000 поверхностей). Максимальная скидка – 20–25%, говорит Василенко. В ноябре продажи упали на 25%, признает он. В декабре и январе продажи снизятся на 25–30% к прошлогоднему уровню, не строит иллюзий Зотикова. За счет больших скидок в наружке при прежнем бюджете «СЛК-моторс» (дилер Renault, Nissan, Toyota) увеличила количество занятых поверхностей на 20%, говорит директор по маркетингу компании Константин Шапиро.

А «Автостарт» (дилер Jeep, Chrysler, Dodge) с октября сократил рекламный бюджет более чем вдвое, полностью отказавшись от размещения рекламы на телевидении, рекламных щитах и радио, и сейчас размещает рекламу только в интернете, сказал исполнительный директор «Автостарта» Олег Куликов. По его оценке, объем автомобильной рекламы в Новосибирске уже снизился более чем на 30%.

В 2007 г., по оценке Филюрина, новосибирский рынок рекламы составил $130 млн, по оценке Верхоланцева – $140 млн. Рост в 2008 г. ожидался на уровне 24%, а в итоге «в лучшем случае» составит 3–5%, уверен Гладченко. В 2009 г., рынок вырастет на 10–15%, надеется Верхоланцев.