Первые – «Роснефть» и «Газпром»

Выпускать инфраструктурные облигации хотят крупнейшие компании. Привлеченные деньги пойдут не только на финансирование транспортных проектов, как во всем мире, но и на развитие ТЭКа

Уже в I квартале 2009 г. инфраструктурные облигации могут выпустить «Газпром», «Роснефть» и другие крупные компании, заявил вчера зампред Газпромбанка Александр Соболь. Их объем может за квартал достичь 500 млрд руб.

Идею выпускать инфраструктурные облигации для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов чиновники обсуждают с 2006 г. Покупателями могут быть Пенсионный фонд России и частные пенсионные фонды: их деньги могут быть вложены в проекты на 10–20 лет.

В мае при обсуждении транспортной ФЦП министр экономразвития Эльвира Набиуллина приводила в пример Китай, где дорожное строительство на 70% финансируется за счет инфраструктурных облигаций. А председатель ВЭБа Владимир Дмитриев сказал, что в управлении банка 350 млрд руб. пенсионных накоплений, которые будут востребованы пенсионерами после 2020 г. и могут быть вложены в инфраструктуру.

ЦБ будет принимать эти облигации для рефинансирования на условиях репо.

РЖД готова выпустить облигаций на 60–100 млрд руб. сроком на 10–15 лет для финансирования проектов, включенных в инвестпрограмму. У держателей облигаций должна быть возможность закладывать бумаги в ЦБ более чем на год с дисконтом до 15%, говорится в презентации РЖД. «Транснефть» хотела бы выпустить инфраструктурные облигации, сказал ее представитель. Чиновник Минфина недавно рассказывал, что это может потребоваться «Транснефти» для финансирования ВСТО, если сорвутся переговоры о кредите у Китая. Воспользоваться инфраструктурными облигациями хотела бы и «Русгидро», заявил и. о. председателя правления Василий Зубакин.

У корпораций острая нехватка кредитных ресурсов, а банки плохо справляются с передачей ликвидности от государства в реальный сектор, так что такая схема кажется оправданной, говорит аналитик МДМ-банка Михаил Галкин, но, если бумаги будут включены в ломбардный список ЦБ, фактическим конечным кредитором и будет ЦБ. Сейчас говорить о рыночном спросе на подобные инструменты невозможно, согласен Егор Федоров из Банка Москвы: последнее размещение бондов РЖД на 30 млрд руб. пришлось выкупать государственным и окологосударственным банкам – Сбербанку, Газпромбанку, Транскредитбанку.

Инфраструктурные облигации могут быть интересны частникам, возражает вице-президент УК «Тройка диалог» Андрей Звездочкин: их доходность гораздо выше, чем у банковских депозитов.