Докатились до доллара

Слабеющий рубль заставляет автомобили дорожать. Toyota с 8 декабря поднимает цены и привязывает их к доллару

С 8 декабря ООО «Тойота мотор» повышает цены на автомобили Toyota и Lexus, говорится в сообщении компании. Насколько именно вырастут рублевые цены, сказать нельзя – они будут определяться исходя из курса ЦБ на день покупки, говорит специалист по связям с общественностью Toyota Екатерина Пономарева.

Решение привязать цену к доллару связано с тем, что он существенно укрепился по отношению к рублю, а основные производственные расходы на автомобили, поставляемые в Россию, компания несет в долларах, объяснено в сообщении. «Ценники в салонах дилеров будут в рублях, дилеры могут устанавливать курс по своему усмотрению, но оплачивать автомобили импортеру они должны будут по долларовым ценам по курсу ЦБ», – уточняет Пономарева.

Японские автопроизводители оказались в трудном положении из-за крепкой иены, говорят два сотрудника разных автоконцернов, попросившие об анонимности. «Toyota умеет очень хорошо просчитывать рыночную ситуацию, но любой компании нужно компенсировать укрепление иены к доллару и доллара к рублю», – соглашается главный исполнительный директор розничного направления «Рольфа» (дилер Mazda и Mitsubishi) Вардан Даштоян. Кроме того, компании готовятся к повышению таможенных пошлин. Toyota понимает, что избежать снижения продаж в сегодняшней рыночной ситуации не удастся, и хочет сохранить рентабельность, говорит Евгений Богданов из A.T. Kearney (в октябре, по данным АЕБ, Toyota продала в России 17 573 автомобиля, на 660 меньше, чем в сентябре).

С начала 2008 г. иена укрепилась по отношению к рублю на 29,2%, доллар – на 11,9%. Евро при этом ослабел на 1,4%, а корейская вона – на 27,5% (все – по курсу ЦБ РФ). «Производители из еврозоны пока спят спокойно, а у производителей из зоны доллара и иены ситуация напряженная», – говорит сотрудник одного из концернов. «В конечном счете всем японцам придется подняться в цене, чтобы нивелировать изменение курса», – ожидает Даштоян.

Toyota поставляет в Россию автомобили из Японии, Турции, Великобритании. Nissan – из Японии, Великобритании, Испании, Южной Кореи, Мексики и США, Subaru – из Японии и США, Mazda и Mitsubishi – только из Японии.

Nissan, по словам менеджера по связям с общественностью Татьяны Натаровой, внимательно следит за ситуацией с курсом, но конкретных решений в связи с укреплением иены пока не принял (последний раз концерн планово повышал цены 1 сентября).

Mazda уже повысила цены в среднем на 5–7% на разные модели, говорит Мария Магуайр, директор по связям с общественностью Mazda Motor Rus, и дальнейших планов пересмотра цен пока нет.

Subaru готовится повысить цены в начале года, рассказывает менеджер по связям с общественностью Subaru Motor LLC Светлана Лисицына. Это связано с курсом иены и повышением таможенных пошлин, объясняет она, но решение о привязке цены к курсу доллара или иены не принято.

Получить комментарии представителей Mitsubishi и Honda вчера не удалось.

У американской тройки нет единодушия. Ford, по словам PR-менеджера Екатерины Кулиненко, пока цены на свои автомобили не меняет. «Пока решения о повышении цен нет», – говорит директор по связям с общественностью «Дженерал моторс СНГ» Сергей Лепнухов. Цены на Chrysler, по словам менеджера по связям с общественностью Анны Капитоновой, всегда были привязаны к доллару, а до 30 ноября на автомобили концерна действуют специальные сниженные цены.

Hyundai планирует повышать цену в связи с возможной девальвацией рубля, но решение о том, насколько и когда, пока не принято, как и решение о привязке розничной цены к конкретной валюте, говорит управляющий директор «Хендэ мотор СНГ» Денис Петрунин.

Пока нет планов привязывать розничную цену на импортируемые машины к какой-либо валюте и у Volkswagen, сообщил PR-менеджер марки Андрей Гордасевич.