Сигнал тревоги принят

Суть петербургского фестиваля «Американский сезон» формулируется кратко: «Откройте уши!» И тогда в них вонзится необузданный звуковой мир
М.Гуляева

Отдадим должное куратору программы «Сезонов» Ольге Манулкиной. Она постаралась показать максимально выразительную и объемную картину актуальной музыкальной Америки девяностых-нулевых.

Для Института Pro Arte «Американский сезон» – не первый опыт, но только этот фестиваль современной музыки получил в городе такой оглушительный резонанс. Ажиотаж случился на двух последних концертах, в Эрмитажном театре и Малом зале Филармонии. Там выступал молодежный бэнд из Рочестера Alarm Will Sound («Сработает сигнал тревоги») – техничный до умопомрачения, по-американски совершенный.

Ребята играли головоломные ритмические закавыки Конлона Нанкарроу с точностью швейцарских часов и энтузиазмом неофитов. Заражали зал драйвом исполнения не хуже, чем на концертах рок-музыки. Взбалтывали шипучий коктейль из Джона Адамса и композиций Aphex Twin – британец Ричард Дэвид Джеймс, скрывающийся под этим псевдонимом, – настоящий гуру электронной музыки, популярнейшая личность, прославившийся как диджей и музыкальный продюсер.

Фишка заключалась в том, что музыканты оркестра переводили электронную музыку Этюдов Конлона Нанкарроу и музыку Aphex Twin из электронного вида в живое звучание инструментов. То есть совершали обратную операцию, очеловечивая музыку машины.

На концерт в МЗФ юная публика шла дружной гурьбой, и вот уж кто демонстрировал непредвзятое мнение и по-настоящему открытые уши. Почти все пришли послушать своего кумира Aphex Twin. Но с не меньшим благожелательным вниманием выслушали и Coast Адамса, и «Скажи мне все» Джулии Вулф, композитора – резидента фестиваля. Так что, похоже, у современной музыки, не гнушающейся обращаться к кроссоверу и прочим фьюжнам, нарисовалась вполне даже радужная будущность: она обрела новых слушателей. «Американскому сезону» удалось разрушить стену между публикой и новой музыкой. Стену, которая в последние годы казалась несокрушимой.