Вечные ценности: Никакой Троицы


Конфликт, разгоревшийся вокруг «Троицы» Андрея Рублева, снова обнажил бездну, лежащую между представителями церкви и музейщиками.

Напомним, что на просьбу патриарха Алексия передать на три дня икону в Троице-Сергиеву лавру для богослужений во время престольного праздника Третьяковская галерея ответила отказом, признав, что для «Троицы», находящейся в критическом состоянии, путешествие в лавру может стать смертельным. Но церковь заподозрила галерею в лукавстве и нежелании делиться.

Официальную точку зрения Московской патриархии выразил ее пресс-секретарь протоиерей Владимир Вигилянский: «В галерее должны понимать, что их поставили в положение хранителей краденого и по любому законодательству за хранение краденого придется отвечать». «Где были все эти люди и их учителя, – заметил также отец Владимир, – когда церкви разграблялись, а иконами топили печи? Столь агрессивное противление нашей просьбе аморально».

Попробуем разобраться. Мог ли экспертный совет, который собрала Третьяковка для принятия решения, слукавить? Теоретически – конечно. Все мы люди грешные. Но если все же допустить, что эксперты (среди которых были, кстати, и верующие) просто исполнили свой профессиональный долг и поставили ситуации объективный диагноз, если предположить, что риск гибели иконы все же существует, чего ради так сильно рисковать и так настаивать? Ведь возможность поклониться иконе в богослужебном пространстве существует, раз в год «Троицу» переносят в домовый храм Третьяковской галереи.

Теперь о «краденом». Иконы попали в музеи по законам своего времени, которых никто еще не отменял. Если эти законы нам не нравятся, давайте соберем свой Нюрнбергский процесс и признаем действия большевистского государства преступными, незаконными. Пока же ничего подобного не случилось, обвинения в хранении краденого выглядят голословным оскорблением.

И «где были все эти люди и их учителя, когда церкви разграблялись», тоже ясно. Этих людей еще на свете не было, а «их учителя» как раз и старались всеми силами уберечь от уничтожения все, что только возможно. Именно благодаря героическим усилиям сотрудников музеев столь многое сохранилось, включая, кстати, и «Троицу».

Черная неблагодарность официальной церкви к музеям просто плещет через край и по-настоящему поражает. На ее фоне меркнет даже невнимание музейщиков к тому, что сделала для сохранения нашего общего наследия сама церковь, восстановив и отреставрировав сотни храмов и икон.

Казалось бы, вот бы и сказать друг другу спасибо: при всей разности подходов (научного в одном случае, религиозного – в другом) дело-то в итоге делается общее. Но увы, пока в жажде во что бы то ни стало настоять на своем представители церкви словно бы напрочь забыли не только о сохранении доброй репутации в глазах общества, но и о том, кто, собственно, изображен на иконе Андрея Рублева, в чем ее тайна и смысл. А ведь это икона о единении, взаимном послушании и кротости, поэтому она такая красивая.