Безопасная еда

К 2020 г. в рационе россиян должно быть в достатке мяса, рыбы и молока, обещает Минсельхоз. Эти продукты должны быть произведены в России

Проект доктрины продовольственной безопасности России в минувшую пятницу одобрила правительственная комиссия по развитию агропромышленного комплекса во главе с первым вице-премьером Виктором Зубковым. «В условиях обострения ситуации на мировом продовольственном рынке и глобального финансового кризиса иметь такой документ крайне важно», – отметил Зубков. Необходимо обеспечить население качественными продуктами и хорошо, чтобы они были отечественными, подчеркнул он.

Накануне Зубков получил такое поручение от премьера Владимира Путина: «Вы нас должны кормить хорошими продуктами, качественными. Нас, я имею в виду не членов правительства, а граждан РФ».

За две недели доктрина будет окончательно согласована ведомствами и внесена в правительство для представления президенту, рассказал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Цели – увеличение доли отечественной сельхозпродукции на внутреннем рынке, устойчивое замещение импорта основных продуктов и обеспеченность ими населения.

Доля произведенных в России основных продуктов на внутреннем рынке должна быть не менее 80% (см. врез), говорится в проекте. Сейчас импорт мяса составляет 36%, молока – 17%, сетовал замминистра сельского хозяйства Николай Архипов. Такие цифры не обеспечивают безопасности, согласился Зубков.

К 2020 г. обеспеченность основными продуктами достигнет 100%, надеется Архипов, и они будут отечественными: импорт мяса снизится в 2,8 раза (доля на рынке – до 13%), молока – на 5% (до 12%).

Придется не только вытеснить импорт, но и нарастить производство: до сих пор россияне недоедают. Потребление мяса на 18,7% меньше рекомендованной нормы, молока и молочной продукции – на 20,7%, рыбы – на 46,5%, овощей – на 26,7%, следует из данных Росстата и Минсельхоза. При этом бедные потребляют в сравнении с богатыми мяса в 2,2 раза меньше, молока – в 1,9 раза, рыбы – в 2,1 раза, фруктов и ягод – в 3,3 раза, сетует Архипов.

Достичь цели по молоку (90% отечественного) реально, уже сейчас самообеспечение – 60–80%, а годовые надои почти втрое ниже, чем в США (3750 л против 9000 л), уверен президент «Русских ферм» Андрей Даниленко. Если надои вырастут вдвое, потребность в молоке будет закрыта и можно будет думать об экспорте, считает он.

Обеспеченность зерном в России выше 95%, здесь тема замещения импорта неактуальна: ввоз 1–2 млн т при урожае более 100 млн т не играет роли, считает исполнительный директор «Совэкон» Андрей Сизов. Вопрос скорее в том, куда деть урожай.

Другая ситуация в производстве мяса: отечественная продукция неконкурентоспособна, считает Сергей Юшин из Национальной мясной ассоциации. Российская охлажденная птица не может конкурировать с импортными замороженными окорочками, которые удобно доставлять в отдаленные регионы, говорит он, а крупных компаний, производящих свинину и говядину, в России нет, поэтому мясоперерабатывающие заводы вынуждены покупать импортное мясо, подготовленное для дальнейшей переработки.

Повысить долю отечественного мяса на рынке до 85% можно за 4–5 лет, если вырастут барьеры для импорта, а эффективные внутренние поставщики получат поддержку долгосрочными кредитами, считает президент Мясного союза Мушег Мамиконян. Нужны кредиты на срок до 15 лет: сейчас максимальный срок кредита – восемь лет, а европейские и американские животноводы берут кредиты на 10–30 лет, согласен Даниленко.

Аналогичные нормы есть и в других странах. Япония, где уровень самообеспечения продовольствием наименьший среди развитых стран (39% в 2006 г.), хочет в 2010 г. повысить его до 45%. Китай в 1999 г. довел уровень самообеспечения до 95% и ставит целью удержать его до 2020 г. (по зерну – несмотря на сокращение посевных площадей и рост населения). Индия стремится к 100%-ному самообеспечению зерном. Узбекистан и Туркмения, где во времена СССР доминировал хлопок, а зерно почти не выращивалось, поставили целью самообеспечение зерном.