Нечего возить

Уже в этом году РЖД может недосчитаться 50 млрд руб. выручки из-за слишком быстрого падения грузоперевозок

РЖД

железнодорожная монополия. Акционер – государство (100% акций). Финансовые показатели (МСФО, 2007 г.): выручка – 1,016 трлн руб., чистая прибыль – 144,9 млрд руб. Доходы от грузовых перевозок – 419,8 млрд руб. (1-е полугодие 2008 г.).

Российские железные дороги» (РЖД) в ноябре этого года снизили грузоперевозки на 20% из-за влияния мирового финансового кризиса, сообщил первый вице-президент РЖД Вадим Морозов. Речь идет о снижении по отношению к ноябрю 2007 г., уточняет представитель РЖД. Физических объемов грузоперевозки он не называет. Это хуже прогноза: монополия в конце октября запланировала на ноябрь только 7% падения после октябрьского снижения на 4,5%. В декабре РЖД ждет снижения перевозок еще на 20%, а значит, и итог года будет отрицательным. «К сожалению, позитивную динамику мы не сможем удержать по году», – цитирует «Интерфакс» слова Морозова.

В прошлом году монополия перевезла 1,34 млрд т (на 2,5% больше, чем в 2006 г.), за 10 месяцев этого года добилась 1,2%-ного роста (до 1,127 млрд т).

Снижение грузоперевозок связано со спадом экономики, начавшимся еще в сентябре – октябре, который вызвал снижение цен на основные перевозимые РЖД товары – металлы (в том числе руду), удобрения, нефть, говорит директор московского офиса компании A.T. Kearney Евгений Богданов. За счет каких грузов произошло ноябрьское снижение, у РЖД данных пока нет, но в октябре отрицательный результат показали все грузы, в первую очередь металлолом (-38,9%), цемент (-23,3%), черные металлы (-14,9%), лес (-13%), удобрения (-12,1%), кокс (-9,6%). Выросли лишь перевозки угля (+7,8%).

Страдает не только РЖД: Globaltrans 12 ноября уже отчиталась о падении грузоперевозок в октябре на 9%. Как говорится в сообщении компании, снизился спрос на перевозки металлов и продукции горнодобывающей промышленности, а спрос в нефтяном и угольном секторах остается устойчивым. «Дочка» РЖД – Первая грузовая компания также сократила перевозки по сравнению с сентябрем на 4,5% до 13,1 млн т.

По словам Морозова, падение грузоперевозок приведет к снижению выручки РЖД на 50 млрд руб. в 2008 г. по сравнению с планом. В августе этого года монополия рассчитывала получить 1 трлн руб., увеличив выручку на 2,6%, т. е. с учетом коррекции за счет падения грузоперевозок доход РЖД снизится на те же 2,6% до 950 млрд руб. Прогноз выручки на следующий год уже был снижен с поправкой на кризис. Правительство 13 ноября одобрило самый жесткий из предложенных монополией вариантов финансового плана и инвестпрограммы – снижение грузоперевозок на 6% и выручки до 941,2 млрд руб. Но инвестпрограмму, составляющую более 432 млрд руб., РЖД все-таки выполнит, уверен Богданов из A.T. Kearney. Ведь кроме снижения расходов на перевозки и экономии на снижающихся ценах поставщиков РЖД ждет поддержка государства. Правительство уже обещало монополии выкупить ее допэмиссию (до 75 млрд руб.), инфраструктурные облигации (от 60 млрд до 100 млрд руб.). Поможет и рост тарифов: по словам Морозова, РЖД рассчитывает на индексацию тарифов, которая принесет компании дополнительные 116 млрд руб. дохода.