Ставка от Сечина

13–16% годовых – по такой ставке автопроизводители начали получать обещанные кредиты на пополнение оборотных средств

Не прошло и полутора месяцев с совещания в Тольятти у первого вице-премьера Игоря Сечина, где российским автопроизводителям пообещали деньги, как банки начали выдавать им кредиты. Ставки – 13–16% годовых, срок – до года, рассказали «Ведомостям» источники, близкие к Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, и сами автопроизводители.

Благословенные времена. 7,5-9%

По такой ставке «Камаз» привлекал кредиты в конце прошлого года (данные отчета за IV квартал 2007 г.). Такие же цифры называет один из производителей легковых автомобилей.

Кредиты получили «АвтоВАЗ», «Камаз», «Соллерс», «Тагаз».

ВТБ уже сообщал о выдаче «АвтоВАЗу» годового кредита на 4 млрд руб., позже компания получила еще 3 млрд руб. от «дочки» ВТБ – банка «Глобэкс» – на неизвестных условиях. Источник, близкий к «АвтоВАЗу», подтвердил, что кредиты завод брал под 16% годовых. Представитель «АвтоВАЗа» от комментариев отказался.

У «Камаза» уже есть кредитные линии в Сбербанке на 3,5 млрд руб. и в Газпромбанке на 2 млрд руб. Со Сбербанком компания договорилась о рефинансировании долга и ведет переговоры об увеличении кредитного лимита до 5,5 млрд руб., рассказала директор по корпоративным финансам «Камаза» Елена Милинова. Сегодняшние ставки по этим кредитам – 13–15%, сроки – от трех месяцев до полугода, сообщила она.

Получил деньги и «Соллерс». «У компании открыты достаточно большие лимиты в Сбербанке и ВТБ, в рамках которых мы привлекаем сейчас кредиты», – говорит финдиректор компании Николай Соболев. Лимит «Соллерса» в ВТБ сейчас 7 млрд руб., рассказал источник, близкий к банку.

«Тагаз» сейчас выбирает открытую в начале октября кредитную линию ВТБ на 2 млрд руб.

Льготными выдаваемые кредиты не назовешь, но частные банки, особенно западные, автоконцерны сейчас вообще не кредитуют, да и госбанки совсем недавно отказывались кредитовать реальный сектор – понадобилось вмешательство правительства, отмечает сотрудник одного из автоконцернов. С начала кризиса банки повысили требования по залогам и ставки по новым кредитам, но в условиях дефицита ликвидности нынешние условия вполне рыночные, отмечает Соболев из «Соллерса».

ВТБ обсуждает с автопроизводителями возможности кредитования и готов открывать им лимиты под невысокие ставки, утверждает зампред правления ВТБ Василий Титов. «Автопром – локомотивная отрасль промышленности, создающая рабочие места, ее надо поддерживать», автопроизводители – «надежные заемщики, у них есть доходность, есть сбыт», добавляет он. Представители Сбербанка и Газпромбанка от комментариев отказались.

Большие кредитные лимиты – у группы ГАЗ (Сбербанк – 6 млрд руб. и $1 млрд, Газпромбанк – 4 млрд руб.). Но после обвала рынка группа о привлечении денег пока не сообщала. Ее представитель отказался от комментариев.

Сегодня самые надежные банки могут получить деньги на межбанковском рынке под 22–25% на полгода, а 13–16% подразумевают небольшую премию к ставкам, под которые крупные банки берут деньги у ЦБ, указывает аналитик Банка Москвы Егор Федоров.