Антиквариат с металлом в голосе

Пинхас Цукерман сыграл в Москве на нескольких скрипках Гварнери дель Джезу, продирижировал оркестром и открыл «Декабрьские вечера»

Гастроли американской знаменитости прошли в контурах не вполне обычного плана. Пинхас Цукерман был приглашен не просто играть, а играть на особых скрипках. Скрипок было три, и все они изготовлены мастером XVIII в. Джузеппе Гварнери дель Джезу. На одной из этих скрипок некогда играл виртуоз XIX в. Анри Вьетан, а теперь она принадлежит бизнесмену Максиму Викторову, коллекционирующему скрипки старых мастеров. Подобно тому как коллекционеры живописи порой отдают свои картины в общедоступное место, Викторов дал нам возможность послушать, как звучит его сокровище в руках мастера.

Другую скрипку предоставил японский фонд The Nippon Music Foundation – это бывшая скрипка Эжена Изаи, а играла на ней партнерша Цукермана Джессика Линненбах. Если бы они потом поменялись инструментами, эксперимент был бы чище. Пожалуй, в руках дамы Гварнери звучал с силой и блеском, тогда как в руках кавалера – с теплотой и глубиной.

Третий Гварнери, которым некогда владел Самуэль Душкин, – инструмент Цукермана. Чтобы сравнить, чем отличаются на слух три инструмента, Цукерману надо было бы сыграть на каждом из них по очереди одно и то же произведение. Слава богу, этого не произошло, программа концерта в Большом зале консерватории радовала разнообразием.

Она открывалась и закрывалась музыкой Эдварда Элгара, причем Королевский филармонический оркестр из Лондона играл британского композитора так же прекрасно, как лучшие наши оркестры играют Чайковского, а Пинхас Цукерман показал себя элегантным дирижером.

Когда играли двойной Концерт Вивальди (с виолончелью Аманды Форсайт) и Концерт Баха для двух скрипок, стало немного обидно: если уж любоваться старинными инструментами, то зачем натягивать на них металлические струны и устанавливать современные машинки для подстройки?

Бетховен же выдерживает любой исполнительский подход, не только аутентичный, и Цукерман сыграл Скрипичный концерт в лучшем из вариантов старомодной романтической манеры, фразируя благородно и гедонистично.

Днем позже музыкант играл на открытии (пока не для публики, а для бомонда) фестиваля «Декабрьские вечера» в Музее имени Пушкина. Сидя во главе Zukerman Chamber Players – струнного квинтета с двумя альтами, Цукерман, увы, подавал ему не лучший пример, то и дело занижая интонацию. Если бы не обилие нечисто сыгранных аккордов, можно было бы насладиться редкими квинтетами Дворжака и Брамса.