Китайцы заморозили завод

Финансовый кризис вынуждает компании замораживать проекты. На год отложено строительство китайско-российского завода по производству плит МДФ в Уренском районе
Е.Стецко

С начала реализации проекта в 2006 г. он подорожал вдвое до $50 млн за счет инфляции и роста цен на материалы, рассказал «Ведомостям» гендиректор российско-китайского предприятия «Тайга-Шэньян МДФ» Владимир Ковалев. В 2008 г. СП намеревалось привлечь банковский кредит для продолжения строительства и на поставку оборудования из Китая, но, пока шли переговоры, начался финансовый кризис, и кредит получить не удалось. Переговоры шли со многими банками, в том числе со Сбербанком России, сказал Ковалев. Руководитель отдела по связям с общественностью Волго-Вятского банка (ВВБ) Сбербанка РФ Александр Вишняков вчера от комментариев отказался.

Пока привозят. 2,5

миллиона кубометров – во столько оценивается годовое потребление российского рынка плит МДФ

5%

годового потребления МДФ приходится на российское производство

95%

годового потребления МДФ составляют поставки из-за рубежа Источник: УК «Финам менеджмент»

ООО «Тайга-Шэньян-МДФ»

Деревообрабатывающее предприятие. Акционеры – ОАО «Юнипласт» (50%), Шэньянская корпорация тяжелого машиностроения (50%, данные компании). Финансовые показатели (2007 г., РСБУ, «СПАРК-Интерфакс»): выручка – 2,334 млн руб., чистый убыток – 1,812 млн руб.

«Тайга-Шэньян МДФ» планировало ввести в эксплуатацию завод по производству 80 000–100 000 куб. м плит МДФ в год (древесно-волоконная плита средней плотности) в первой половине 2009 г. Однако компания смогла лишь подготовить площадку для строительства и завезти половину оборудования – технологические линии производства Шэньянской корпорации тяжелого машиностроения. Часть оборудования хранится на Уренском малосерийном тракторном заводе (Нижегородская область), купленном для реализации проекта, нерастаможенная часть – под открытым небом, но она в хорошей упаковке, сказал Ковалев.

Проект реализуется в рамках соглашения между правительствами Российской Федерации и Китайской народной республики. Производство плит МДФ планируется разместить в Уренском районе Нижегородской области. Китайская сторона обязалась вложить в строительство завода $11,78 млн оборудованием, а российские партнеры – остальные средства за счет собственных средств и кредитов. Лес для производства планировалось закупать в северных районах области: Шахунском, Ветлужском, Уренском, Семеновском и Варнавинском, производимую продукцию – реализовывать в России и за рубежом.

Получить комментарии в шэньянской корпорации вчера не удалось.

Президент нижегородского производственно-технического холдинга «Карина» (производство мебели) Дмитрий Бирман говорит, что его компания использует плиты МДФ мало. Большинство производителей мебели предпочитают использовать более дешевую плиту ЛДСП (ламинированная древесно-стружечная плита), хотя качество МДФ лучше. По данным УК «Финам менеджмент», стоимость плиты ЛДСП – 180–200 руб., плиты МДФ – 350–400 руб. за 1 кв. м.

Сейчас плиты МДФ в России производят заводы «Кроностар» (Костромская обл.), Шекснинский КДП (Шексна, Вологодская обл.), Жешартский фанерный комбинат (Республика Коми), «Лесплитинвест» (Приозерск, Ленинградская обл.) и КДП «Новая Вятка» (Кировская обл.). Рост рынка плит МДФ в связи с кризисом замедлился, отмечает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов: до кризиса рост оценивался в 20–22% в год, теперь – в 10–15%. Баранов не исключает, что к запуску проекта «Тайга-Шэньян МДФ» его мощности будут снижены. Ковалев говорит, что сокращать объемы производства пока не планируется.

Российско-китайский проект в Нижегородской области не первым пострадал из-за кризиса. «Савеко», совместное предприятие итальянской Iveco и нижегородской «Самотлор-НН» по выпуску легких коммерческих автомобилей Iveco Daily, отложило пуск производства с I квартала на конец 2009 г. из-за падения спроса на эти машины в России, сообщил менеджер проекта Умберто Скотти. Заявленный объем инвестиций в проект – более 50 млн евро, планируемый объем производства к 2010 г. – 25 000 автомобилей в год.