Дном кверху

Вчера вечером был объявлен лауреат литературной премии «Русский Букер». Лучшим романом года назван «Библиотекарь» Михаила Елизарова – расслабленно-ностальгическая пародия на советскую литературу
С.Портер

Русский Букер», несмотря на появление «Большой книги», остается одной из самых престижных в России литературных наград. В этом году жюри, в состав которого под председательством критика Евгения Сидорова вошли критик Сергей Боровиков, писатели Марина Вишневецкая и Леонид Юзефович, а также актриса Евгения Симонова, остановило свой выбор, о чем было торжественно объявлено на торжественном ужине в гостинице «Золотое кольцо», на романе «Библиотекарь» Михаила Елизарова.

Любой другой финалист из шестерки, составившей шорт-лист, выглядел бы уместнее.

«Библиотекарь» – роман о сектах поклонников среднего советского писателя-фронтовика Д. А. Громова. Когда-то Громов издавался стотысячными тиражами, но спустя несколько десятилетий его романы стали настоящими библиографическими редкостями. По мнению сектантов-поклонников, книги эти источают некое иррациональное обаяние. И вот между собирателями наследия Громова разворачивается настоящая кровавая схватка. Роман Елизарова – это, конечно, пародия, полная ироничной ностальгии по советским временам. Пародия неплохо придуманная, но из рук вон дурно написанная – языком стертым и мертвым. Не верьте тем, кто сравнивает Елизарова с Владимиром Сорокиным. Сорокин по сравнению с Елизаровым – просто Моцарт.

Между тем лауреату удалось обойти на повороте пятерых соперников – петербургского писателя Илью Бояшова с макабрической антиутопией «Армада», Германа Садулаева с офисным технотриллером «Таблетка», Владимира Шарова с фантасмагорией «Будьте как дети». В шорт-листе были представлены и два женских романа – «Щукинск и города» Елены Некрасовой и «Графоманка» Галины Щекиной, авторы которых вышивают по полотну провинциальной темы. Только у Некрасовой жизнь российской провинции – декорации для фантазий и чудес, а у Щекиной – материал для полудокументальной, натуралистической прозы.

Особенно обидно за Владимира Шарова, самого мастеровитого из финалистов. В остальном список финалистов получился усредненно-ровным.

Недаром еще на этапе оглашения длинного списка «Русского Букера» полгода назад все только плечами пожимали в адрес жюри: с кого они портреты пишут? Что это за список, в котором нет ни одного лидера и так много совершенно неизвестных даже профессиональным читателям имен: из «темных лошадок» получался целый табун?

Между тем претензии к жюри совершенно неосновательны, длинный список был не чем иным, как портретом российской литературы за последний год, короткий – слепком с длинного. Да, вот такая она и была, наша проза в подотчетный период, с июня 2007 по июнь 2008-го (когда «Асан» Владимира Маканина еще не вышел в свет), – без слишком крупных удач, но с изрядной долей фантазии и остроумия. И выбрали из тех, кто был. Правда, совсем не лучшего.

Лауреату достанется $20 000, финалистам – по $2000. Секретарь букеровского оргкомитета Игорь Шайтанов уточнил, что в связи с финансовыми сложностями комитет принял решение ввести «букеровский доллар» в размере 25 руб.