Заработал на мыле – потрать на искусство

Пушкинский музей, обязанный Генриху Брокару частью своего собрания, помянул коллекционера выставкой
С. Николаев

Название выставки в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина звучит немного комично, но Генрих Брокар действительно был хозяином парфюмерной фабрики (сейчас – «Новая заря») и собрал грандиозную коллекцию произведений и предметов искусства. Так что без иронии: «Парфюмер – друг искусства».

Выставка составлена из фрагментов бессистемного, как утверждают исследователи, но впечатлявшего современников собрания Брокара. В нее вошли произведения, находящиеся в постоянной экспозиции Пушкинского, плюс что-то из его запасников и коллекций нескольких российских музеев.

Это прежде всего 40 полотен качественной западноевропейская живописи XVI–XVIII вв. В том числе самое ценное приобретение Брокара – «Изгнание торгующих из храма», эта ранняя работа Рембрандта сейчас гастролирует на выставке в Прадо, но скоро вернется. Пока же главные героини экспозиции – «Старая кокетка» Бернардо Строцци и «Сводня» неизвестного французского автора второй половины XVI в. Картины яркие, запоминающиеся, популярные, но уже виденные.

Однако экспонаты на этой выставке – не самое интересное. Впечатляет человек, их собравший. Раздел, посвященный самому Брокару и его фабрике, невелик, но любопытен. Особенно – коллекция флаконов для духов и одеколона. Есть даже экземпляры, сделанные по эскизу Казимира Малевича. Очень буржуазные, с фигуркой медведя.

Брокар был чрезвычайно успешным предпринимателем. Француз, обосновавшийся в Москве в 1860-х гг., когда русская публика признавала только парфюмерию, привезенную из Парижа, с нуля создал мыловаренную фабрику, ставшую процветающим предприятием благодаря талантам хозяина и его жены, их успешной и дальновидной торговой политике, позволившей обогнать конкурентов.

Часть доходов Брокар азартно тратил на коллекционирование европейской живописи, графики, скульптуры, мебели, бронзы, монет, фарфора, икон и прочих художеств. Он опустошал Сухаревский рынок, скупал целиком частные собрания, в том числе князя Долгорукова.

Еще до открытия Новых торговых рядов Брокар снял в этом новомодном универмаге восемь залов, где почти десять лет, до 1910 г., его коллекция была выставлена для всеобщего обозрения. Музей закрылся, когда Брокар умер, а после революции его коллекция была национализирована и разошлась по стране.