Тупиковая дорога

Строительство Западного скоростного диаметра (ЗСД) под угрозой. Из-за финансового кризиса участники проекта не могут договориться с банками о кредитах
Е.Кузьмина

ЗСД в цифрах. 54

км длина дороги, которая соединит южные районы города с трассой «Скандинавия»

212,7

млрд руб. стоимость проекта

2011

год планируется завершить строительство ЗСД

Концессионер для проекта стоимостью 212 млрд руб. был выбран еще в июне. Конкурс на участие в строительстве дороги выиграл единственный претендент – консорциум «ЗСД Невский меридиан», включающий немецкие Hochtief и Strabag, французскую Bouygues, голландскую Egis, «Базовый элемент» Олега Дерипаски и «Мостоотряд № 19». Договор с ним город должен был подписать 24 октября, но решил перенести этот срок до 31 декабря, рассказал председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов.

По условиям конкурса половину суммы должен вложить концессионер, треть – федеральный инвестфонд, а остальное – петербургский бюджет. После окончания стройки частная компания должна получить дорогу в управление на 25 лет, окупая инвестиции за счет сбора проездной платы. В середине ноября открылась первая очередь южного участка ЗСД длиной 5,7 км, городской бюджет потратил на нее около 16 млрд руб.

По словам Соколова, банки и концессионер не могут пока определиться с условиями финансирования проекта. В существующей ситуации не понятно, в какой валюте, на какой срок и под какие проценты концессионер может получить кредиты, говорит он.

В пресс-службах пяти компаний, входящих в «ЗСД Невский меридиан», отказались от комментариев. Представитель «Мостоотряда № 19» был недоступен. Сотрудник одной из компаний консорциума говорит, что в условиях кризиса проект оказался слишком сложным – для него нужны длинные кредиты с низкой ставкой, которые даже госбанки выдать не могут.

В конце 2006 – начале 2007 г., когда конкурс только начинался, шесть банков – ЕБРР, IFC, Nordic, Сбербанк, Черноморский банк торговли и развития и Европейский инвестиционный банк – прислали петербургской администрации письма о заинтересованности в финансировании проектов. В пресс-службе Сбербанка отказались от комментариев. ЕБРР заинтересован в развитии инфраструктурных проектов в Петербурге, но пока не может определиться с условиями их финансирования, подтвердил представитель банка Ричард Уоллис. Представители IFC и Nordic подтвердили интерес к проекту, но от подробных комментариев отказались. С представителями Черноморского банка и Европейского инвестиционного банка связаться не удалось.

Соколов не исключает, что проект может быть приторможен до начала следующего года. «Мы обсуждаем его с партнерами в круглосуточном режиме», – утверждает он.

Чтобы построить такую дорогу, нужны кредиты сроком не менее чем на 20 лет, оценивает директор по проектному финансированию компании Grant Thorton Павел Бруссер. Он отмечает, что петербургским чиновникам нужно торопиться с подписанием договора и стартом проекта – в следующем году инвестфонд может прекратить свое существование, и тогда итоги конкурса придется пересматривать. Проблемы с получением банковских кредитов могут затормозить проект на неопределенный срок, говорит эксперт.