Юбилей с секретом

На концерте в честь 235-летия Московской академии хореографии было видно, что юбилярша немолода

Поздравить академию приехали даже не десятки, а сотни людей. Это учебное заведение, ведущее историю от приказа Екатерины Второй, многие годы поставляло артистов не только во все театры страны, но и за рубеж: статус школы Большого театра ценился в глазах мировой общественности. Сегодня вряд ли существует балетная труппа или школа, которая не нашла бы в своем генеалогическом древе московскую прививку.

Но, устроив пир на весь мир, академия будто устыдилась собственных достижений. Программа фестиваля, сопровождавшего юбилей, осталась в тайне. Особо доверенным зрителям продемонстрировали его кусочек – финальный гала-концерт.

Обстановка таинственности, нагнетаемая академией, наводила на подозрения, что в ее стенах наконец изобрели чудо-методику, которая помогла отечественному хореографическому образованию преодолеть многолетние проблемы, все театры ждут выученных по последнему слову танцовщиков, а французы из школы парижской Opera трепещут в страхе потерять лидерство.

Но никаких следов современных технологий в области балета на концерте разглядеть не удалось. От Москвы до Якутска – учат по-прежнему.

Те, к кому природа благосклонна, многое умеют. Обделенные пустыми надеждами не тешатся – тихо маячат в последней линии, создавая массовость и не слишком уродуя общую картину. Кому дан прыжок, стараются сигануть повыше и выбирают для этого «Пламя Парижа». У кого получше с антраша, предпочитают «Сильфиду». Девушки с красивыми линиями, но плохо держащиеся на ножках, плавают в лебединых адажио. Бойкие и с крепкими пальцами скачут в «Щелкунчике». Современный репертуар выдают тем, кто ни под одну из этих категорий не подходит.

За новации часто выдают низкопробную эстраду. Хороший вкус демонстрируют не часто. Балетные дети подземелья живут словно без видео и компьютера, не представляя, как сейчас танцуют за порогом их заведений.

На общем фоне блистала не юбилярша, а ее вечная соперница – Вагановская академия. Военных секретов пока нет и там, но питерские педагоги показали своих учеников в репертуаре незатасканном и оригинальном: па-де-сис из старинной французской «Маркитантки» и «Утешение» советского неоклассика Голейзовского не пересеклись ни с кем. Сложнейшие номера были воспроизведены грамотно, а Викторией Краснокуцкой и Виктором Лебедевым – даже с блеском. Причем уровень исполнения позволял говорить не только о технике, но и о стиле – понятии в современном искусстве основополагающем, но в балетную программу явно не включенном.