Анатомия здания: С видом на Неву

Выйти с новой гостиницей на рынок в период кризиса – достаточно рискованное дело.

Courtyard by Marriott St.Petersburg Vasilievsky открылся как раз в период обострения экономической ситуации. И тем не менее эксперты полагают, что у отеля неплохие перспективы, поскольку гостиниц, совмещающих деловые функции и возможности для отдыха, в городе недостаточно. Отель Courtyard by Marriott St.Petersburg Vasilievsky открылся в октябре 2008 г. 7-этажное здание общей площадью 16 000 кв. м возвели на Васильевском острове на месте небольшого жилого микрорайона, построенного еще в конце XIX в. В 1990-х гг. было получено постановление правительства на возведение гостиничного комплекса, а здания, находившиеся к тому моменту в аварийном состоянии, были решено расселить и снести. При возведении гостиницы внешний вид старых зданий был восстановлен в прежнем виде.

Владелец отеля – Балтийская строительная компания – 65 (БСК-65) приступила к строительству еще в 2001 г. Из-за того что у компании несколько раз менялись учредители, реализация проекта затянулась на семь лет. «Первая дата ввода была намечена на 2005–2006 гг., потом ее несколько раз переносили. После окончания строительства здание около полутора лет простаивало. Были построены фасады, установлены стеклопакеты, но объект просто стоял за забором», – вспоминает Олег Громков, руководитель группы исследований рынков «Knight Frank Санкт-Петербург».

Контракт с Marriott International на управление отелем был подписан на 20 лет в конце сентября этого года. Courtyard by Marriott позиционируется как отель средней ценовой категории, ориентированный прежде всего на бизнес-туристов.

Инвестиции в строительство объекта не разглашаются. По оценке исполнительного директора консультационной фирмы «Интер-консалт» Сергея Ковалева, объем инвестиций в такой тип отеля, как Courtyard by Marriott, может составлять $60 000–80 000 на номер; с учетом того что здесь 214 номеров, это получится $12–17 млн. В данном случае, учитывая необходимость реконструкции, затраты могли быть вдвое больше, добавляет он.

Нецентральный центр

Отель расположен на пересечении 2-й линии и Малого проспекта Васильевского острова. Фасад гостиницы выходит на наб. Макарова. И окна самых дорогих номеров смотрят на акваторию Невы. Несмотря на то что гостиница несколько удалена от Невского проспекта, она все же находится в исторической части города.

Относительно недалеко от отеля располагаются главные городские достопримечательности: стрелка Васильевского острова, Петропавловская крепость, Медный всадник, Эрмитаж, Дворцовая площадь, Исаакиевский собор, Адмиралтейство. За 10–15 минут на машине можно доехать до Морского вокзала и выставочного комплекса «Ленэкспо». «Близость гостиницы к Морскому порту удобна для гостей. Туристам, приезжающим на круизных паромах, комфортнее будет селиться в отеле, находящемся в том же районе. Это прибавит Courtyard by Marriott постояльцев», – считает директор департамента инвестиционного консалтинга Colliers International Николай Казанский.

«Васильевский остров, конечно, не самый центр города, но отель стоит рядом с Тучковым мостом, связывающим этот район и Петроградскую сторону. Через стрелку Васильевского острова и Дворцовый мост можно достаточно быстро добраться до Центрального района», – говорит Громков. По мнению Ковалева, отель, не претендующий на категорию «5 звезд», и не обязан располагаться непосредственно в центре города. «Например, в США гостиницы бренда Courtyard by Marriott никогда не строятся в центре», – продолжает он.

К недостаткам расположения Ковалев относит неразвитую инфраструктуру района: рядом с отелем нет хороших ресторанов и кафе. Возможным минусом может стать большой автомобильный поток вокруг гостиницы по Малому проспекту и по наб. Макарова.

Добраться до отеля проще всего на метро. Ближайшие станции метрополитена – «Василеостровская» и «Спортивная», обе в 5–10 минутах пешим ходом. На автомобиле при отсутствии пробок дорога от «Пулково» займет 30 минут, от Московского вокзала – 15 минут. Но «из-за сложной транспортной обстановки и некоей изолированности гостиницы на острове в период с весны по осень ощутимым препятствием станут разводные мосты», предупреждает Ковалев.

«На Васильевский остров ведут всего четыре моста. Ситуация улучшится, когда остров будет соединен с Западным скоростным диаметром», – говорит Казанский.

В белом и коричневом

Интерьеры Courtyard by Marriott St.Petersburg Vasilievsky выполнены в современном стиле дизайнером Эммой Ластбон. Для небольшого холла отеля были выбраны бело-черно-коричневые цвета. Ресторан французской и русской кухни Pierrot – в той же гамме. Ресторан рассчитан на 140 посадочных мест, 20 из которых отделены от общего зала планировочно и визуально – в этой зоне преобладают теплые оранжевые тона. Для посетителей не из числа постояльцев отеля предусмотрен отдельный вход с улицы.

В холле установлены три компьютера с доступом в интернет, там же расположены небольшой магазинчик и лобби-бар. Лобби выделяется из общей концепции простого и строгого дизайна интерьеров отеля большей роскошью. За золочеными витыми колоннами взору предстают красные и золотые стены, белые диваны, серебристые пуфы на оранжево-бардовом ковре.

Интерьеры номеров функциональны. Комнаты выдержаны в бежево-бардовых тонах, на фоне которых выделяется коричневая под дерево мебель. На стенах – картины с видами Петербурга.

Жить и работать

В отеле 214 номеров, расположенных со 2-го по 7-й этажи. В номере предоставляются высокоскоростной доступ в сеть интернет (за дополнительную плату), холодильник, утюг и гладильная доска, минеральная вода, наборы для приготовления чая/кофе, туалетные принадлежности, телевизор. По запросу можно получить халат и тапочки. К услугам постояльцев – служба консьержей, обмен валюты, парковка.

Гостям предлагаются четыре категории номеров. Самая дешевая, de luxe, представлена 190 номерами площадью по 28 кв. м. Стоимость варьируется от 4999 руб. за ночь с ноября по конец марта до 11 500 руб. за ночь в июне. Следующая по цене категория – «студия», таких номеров 12 (40 кв. м). Цена за ночь – от 7100 руб. с ноября по конец марта и до 13 100 руб. в июне.

Категории полулюкс и люкс представлены каждая шестью номерами. Окна 2-комнатных номеров выходят на набережную Малой Невы. В люксе предусмотрены отдельная гардеробная комната и гостевой санузел. Площадь полулюкса – 52 кв. м, цена за ночь в нем с ноября по конец марта составляет 10 500 руб., в июне она вырастает до 16 500 руб. Ночь в люксе (60 кв. м) обойдется посетителю с ноября по конец марта в 15 500 руб., в самый дрогой месяц – июнь – придется заплатить 24 100 руб. В цены номеров de luxe и «студия» не включен завтрак, это дополнительные 700 руб. По запросу отель может предоставить сообщающиеся номера, номера для некурящих и номера для людей с ограниченными физическими возможностями.

Деловая часть отеля включает восемь конференц-залов площадью от 30 до 96 кв. м. Вместимость – от 15 до 100 человек в зависимости от площади помещения и целевого назначения мероприятия (совещание, прием, банкет и т. п.). Мероприятия также можно проводить в атриуме (170 кв. м) вместимостью от 60 до 170 человек. Стоимость аренды залов – 9000–15 000 руб. за полдня и 12 000–20 000 руб. за целый день. Аренда атриума обойдется в 20 000 руб. на полдня и в 25 000 руб. на весь день.

Спор о звездах

Оператор позиционирует отель как гостиницу для деловых людей, что, по словам представителей компании, выделяет ее из всех категорий звездности. По мнению экспертов, это типичная 4-звездочная гостиница. По оценке Громкова, 28 кв. м – это хорошая площадь для стандартного номера 4-звездочного отеля, в среднем она составляет 25–30 кв. м. Объявленная стоимость номеров также характерна для отеля категории «4 звезды» – она выше, чем в «Прибалтийской», но ниже, чем в «Новотеле», добавляет он. Тем не менее для самого бренда цена завышена. «Стоимость номера в 4999 руб. является очень дорогой для Marriott как мирового бренда. Но в условиях петербургских цен на отели она вполне приемлема», – считает Ковалев.

Гостиница, по его мнению, будет востребована деловыми туристами – как иностранными, так и российскими. «Петербург развивается как центр деловой активности, растет число бизнес-туристов. Соответственно, растет спрос на гостиницы, где можно и остановиться, и провести деловую встречу. Таких отелей пока мало, и Courtyard by Marriott будет востребован», – считает Сергей Корнеев, вице-президент Российского союза туриндустрии. «Сейчас во всех крупных гостиницах есть инфраструктура для проведения различных бизнес-мероприятий, но зачастую они дороже по стоимости, нежели в Courtyard by Marriott», – говорит Ковалев.

Сейчас лидерами по проведению мероприятий являются «Новотель», «Ренессанс Санкт-Петербург Балтик отель», «Невский Палас». На Васильевском острове гостиниц, которые могли бы составить Courtyard by Marriott конкуренцию, практически нет. Громков назвал «Прибалтийскую», но «она имеет несколько другие характеристики», добавляет он. Courtyard by Marriott, по его мнению, будет иметь более высокий уровень, так как построена недавно и в большей степени соответствует европейским стандартам. Казанский вспомнил открывшийся в январе 2008 г. отель Holiday Club, который, чтобы усилить свои позиции, открыл SPA-центр.

Courtyard by Marriott будет востребована бизнес-туристами, которые в настоящее время предпочитают селиться в 5-звездочных отелях, но в условиях кризиса будут вынуждены обратиться к гостиницам более низкой стоимости, прогнозирует Ковалев. Сейчас, по его оценке, более 60% постояльцев наиболее дорогих отелей составляют деловые туристы. Громков считает, что в гостинице могут селиться спортсмены. Например, в связи с близостью к стадиону «Петровский» отель подойдет для размещения футбольных команд.

Корнеев полагает, что гостиница будет пользоваться спросом у иностранных туристов, знакомых с брендом Marriott. Больше всего отелем заинтересуются соотечественники Марриоттов – американцы. Туристы из США, хорошо знающие марку Marriott, будут селиться в отеле, даже несмотря на завышенную в их понимании стоимость, считает Ковалев. Американцы предпочитают знакомый бренд, сейчас они в своем большинстве предпочитают номера в «Ренессанс Санкт-Петербург Балтик отель», согласен Громков.

«Мы рассчитываем, что загрузка будет соответствовать среднему уровню уже открывшихся отелей уровня «4–5 звезд» по сезонам», – говорит представитель пресс-службы Marriott International Александра Семенова. По оценке Громкова, среднегодовая заполняемость гостиницы такого уровня, как Courtyard by Marriott, составляет 70–75%. Казанский уверен, что, если среднегодовая загрузка достигнет 70%, это можно считать хорошим результатом для отеля.

«В Петербурге сейчас наблюдается нехватка отелей, особенно это заметно в высокий сезон. А если оператор сможет обеспечить хорошую заполняемость еще и в низкий сезон, у него хорошие шансы на коммерческий успех», – уверен Казанский.

Представители оператора уверены, что основными конкурентами для открывшегося Courtyard by Marriott являются Sokos Olympic Garden, Holiday Club, «Англетер» и «Новотель», все они работают в сегменте «4 звезды».