Громкие имена: Еще один Vivaldi


Сегодня в условиях финансового кризиса о сроках реализации проектов предпочитают не говорить. Александр Вагин, президент компании «Открытие-Недвижимость», – один из немногих, кто с уверенностью утверждает, что их объекты будут реализованы точно в срок. Секрет его спокойствия – в специализации компании: fee-девелопмент (от англ. fее – «вознаграждение») – достаточно новый формат на российском рынке и сегодня очень востребованный.

– В условиях кризиса спрос на работы, связанные с сопровождением проектов, снижается, многие инвесторы отложили их реализацию. Будут ли востребованы услуги fee-девелоперов, которые работают за вознаграждение?

– По моему мнению, сейчас как раз то время, когда услуги fee-девелоперов будут наиболее актуальны. На рынке происходит автоматический передел собственности – банки забирают проекты своих должников практически даром, и у них возникает вопрос: что с этим всем делать? И даже если в банках есть свои аффилированные компании, им не всегда хватает знаний и возможностей, чтобы реализовать проекты. Поэтому им просто необходимы рыночные игроки в качестве партнеров. Монстров привлекать невозможно, потому что у них другие цены и, самое главное, другая жизненная концепция. Она заключается в том, что я профинансировал проект, сам руковожу им и поэтому сам хочу получить все деньги. Поэтому спрос на услуги небольших профессиональных компаний с устойчивой репутацией будет расти. Сейчас мы участвуем в нескольких конкурсах на управление проектом в качестве fee-девелопера.

– У вас есть серьезные конкуренты?

– Есть одна маленькая деталь: компаний, готовых оказать услугу по fee-девелопменту, очень мало. Многие из них либо сами выступали в роли инвесторов, либо выросли из крупных строительных компаний. На мой взгляд, девелоперами практически никто из них не стал, так как нет соответствующего опыта. Девелопер – это тот, кто придет и скажет, что на данном участке земли нужно построить вот это, он понимает, какому инженерному бюро заказать разработку концепции, что востребовано в данном районе, где нужно посмотреть соответствующую аналитику, что происходит с рынком и т. д.

– И с какими заказами ваша компания работает?

– Линейка состоит из трех глобальных продуктов. Первый – завершение стадии lend-девелопмента. Мы берем проект с разными проблемами, например без разрешительных документов или по которым идут серьезные судебные разбирательства и др., их решаем и получаем градостроительный план земельного участка. Этот продукт может быть продан. Но если появится инвестор, мы можем предложить свои услуги как fee-девелопера и закончить проект. Второй продукт – это разработка концепции, проектирование, получение всех разрешительных документов на строительство и выход на площадку. Третий – полное управление строительством. Если здание строится не для собственных нужд, то мы также предоставляем услуги по созданию бизнеса, включая сдачу в аренду, учет, юридическое сопровождение и т. д.

– Каков размер комиссии?

– В зависимости от масштаба проекта эта услуга составляет от 5% до 10% от стоимости строительства.

– Только от стоимости строительства или от общего объема инвестиций в проект?

– Здесь есть свои тонкости. Если проект находится на ранней стадии реализации, его нужно довести до конца и речь идет о ставке 5%, то она исчисляется скорее от общего объема инвестиций в проект. Но если проект находится на более поздней стадии, например когда есть проект и разрешение на строительство, то ставка считается только от стоимости строительства.

– Какие услуги востребованы в условиях кризиса?

– Экспертиза проектов. На рынке сегодня находится огромное число проектов, их количество нарастает как лавина, и есть компании со средствами, которые хотят их купить. Многие потенциальные покупатели отдают себе отчет в том, что приобретать нужно именно сейчас, но они не понимают, что это за проекты, какие в них подводные камни, есть ли судебные разбирательства и т. п.

Еще одно актуальное направление – финансовая отчетность. Чтобы ее правильно предоставлять, нам пришлось многому учиться. В настоящее время у нас сформирована хорошая команда, включая специалистов по автоматизации необходимой отчетности и правильных инвестиционных решений. По проекту Vivaldi Plaza мы ежемесячно отчитываемся перед большим количеством компаний. Все зарубежные инвесторы назначили своих наблюдателей в лице международных юридических и аудиторских компаний, которые требуют от нас своего формата отчетности.

– У вас наметились новые договоры?

– Мы участвуем в нескольких тендерах на функцию fee-девелопера, все они проходят в Москве.

– Над чем ваша компания работает сейчас?

– Поскольку на этапе lend-девелопмента проекты никогда не афишируются, я могу назвать только те, которые относятся к третьему продукту. Самый крупный – проект Vivaldi Plaza. Мы работаем как fee-девелопер – управляем строительством за вознаграждение. Это офисно-гостиничный комплекс класса А, строительство которого идет в районе Павелецкой площади на ул. Кожевнической. Общая площадь объекта – около 111 000 кв. м. Комплекс состоит из четырех офисных зданий по 11 этажей каждое, гостиничного корпуса международного класса высотой 13 этажей, а также 2-этажного реконструируемого особняка.

– Как вы получили этот проект?

– Он был приобретен нами у другой девелоперской компании. Раньше на данной территории располагался Московский фурнитурный завод, который выведен в подмосковный Подольск.

– Каков бюджет комплекса?

– Примерно $460 млн. Из них $140 млн – это стоимость площадки и $320 млн – объем инвестиций.

– Кто финансирует Vivaldi Plaza?

– Среди инвесторов проекта такие компании, как Deutsche Bank AG, European Commercial Real Estate Group, инвестиционный фонд Starr Capital.

– Кто еще принимает участие в проекте?

– На генподряд мы привлекли известную австрийскую компанию Strabag. Jones Land LaSalle и Knight Frank – коэксклюзивные консультанты по маркетингу и сдаче помещений в аренду.

– Когда объект будет сдан?

– Полное завершение строительства – весна 2009 г. До конца 2008 г. все корпуса возведут в бетоне, а некоторые участки зданий будут застеклены.

– Практика показывает, что фактически ни один проект в Москве не реализуется в намеченный срок и не вписывается в выделенный бюджет. Вы уверены, что у вас получится?

– Мы уверены. Это наша ответственность.

– Несмотря на финансовый кризис?

– Я считаю, что в сложившихся условиях, кто бы что ни говорил, строить будет легче. Поскольку многие проекты остановились, на рынок вышли российские подрядчики очень высокого уровня с заключением договоров, о которых раньше можно было только мечтать. Сейчас они уже выстроились в очередь, лишь бы их кто пригласил.

– Какова дальнейшая судьба Vivaldi Plaza?

– Уже подписан договор с одним из крупнейших немецких инвестиционных фондов – KanAm Grundinvest Fonds на покупку объекта после его завершения. Насколько мне известно, на текущий момент данная сделка – крупнейшая из форвардных сделок на рынке недвижимости России. Как правило, стратегия фонда заключается в том, что обычно он держит на собственной позиции приобретенную недвижимость определенное количество лет, условно пять лет, после чего решает либо выходить из этого проекта, либо продолжать получать арендные платежи.

– На каких условиях была заключена сделка?

– Мы не можем комментировать незавершенную форвардную сделку, это один из важнейших пунктов договора.

– Какой расчетный срок окупаемости проекта?

– Я считаю, что эта формулировка не совсем корректна в данном случае. Западные инвесторы считают все доходы, которые связаны с данным объектом. Они могут быть как явные – это то, что собственник получил от сдачи в аренду площадей, – так и связанные с изменением стоимости имущества. Год или два года назад, когда формировался бизнес-план, считали следующим образом: на аренде можно заработать примерно 10%, на росте стоимости имущества – 6%, а всего 16%. Поэтому, если речь идет об институциональных инвесторах – а это прежде всего фонды, – расчеты окупаемости исчисляются именно таким способом.

– Какие еще объекты у вас в работе?

– Второй уже практически завершенный проект – строительство комбината по обогащению кварцевых песков в Рязанской области. Это самый крупный комбинат на европейской части России и один из крупнейших в Европе. В этом проекте мы тоже участвуем как fee-девелопер, управляем строительством и работаем в интересах инвестора. Еще у нас есть собственный проект Strazdelio Namai – многофункциональный жилой комплекс, расположенный в старом Вильнюсе, в месте, лучше которого в городе нет. Это очень тяжелый реставрационно-строительный проект, где кладка каждого кирпича идет под наблюдением специалистов ЮНЕСКО. В доме всего 12 000 кв. м. Мы участвуем в нем с партнерами, но нам принадлежит самая крупная доля – 25% проекта.

– В какой стадии находится проект?

– Проект разбит на три очереди. В настоящее время первая очередь уже завершена и продается.

– Как идут продажи, ведь страны Балтии входят в число самых пострадавших от кризиса?

– Кризис повлиял на многие сегменты рынка и на недвижимость в том числе. Но наш проект уникальный. Уже после обострения ситуации мы продали три квартиры. Продажи идут по цене от 5000 до 8000 евро за 1 кв. м.

– Есть различия в работе девелопера в России и в Европе?

– В Европе работать легче. Все взаимоотношения в вопросах получения разрешений абсолютно четкие. До финансового кризиса процентные ставки по кредитам составляли всего от 4% до 5% годовых, причем денег можно было взять сколько угодно.

– Но если в Европе работать так хорошо, почему вы ограничились только одним проектом?

– Потому, что доходность проектов в Прибалтике ниже, чем в России. Раньше в России проекты с доходностью меньше 30% никто даже не обсуждал, а в Прибалтике 12–15% – это нормально, под них находятся инвесторы.

– Насколько я знаю, у вас еще есть проект в Тамбове.

– Там мы строим торгово-развлекательный комплекс такого формата, как «Мега», но не такого масштаба. В проект компания «Открытие-Недвижимость» вошла как девелопер и инвестор на самой ранней стадии его реализации. В городе находится наше представительство, и мы полностью контролируем процесс. Кроме нас в проекте участвуют еще два инвестора – московская и тамбовская компании. Общая площадь ТРЦ – 27 000 кв. м. Объект располагается в центре города. По концепции, качеству отделки и инженерии ничего подобного в Тамбове нет. Завершить его строительство мы планируем в конце 2009 г.

– У вас хватит денег на его финансирование?

– Масштаб проектов, в которых мы участвуем как инвесторы, небольшой, поэтому их финансирование не является критичным для нашего бизнеса. Мы уверены в том, что у нас хватит средств, чтобы завершить все начатые проекты.

– Арендаторами площадей являются тамбовские компании?

– Нет, это московские сетевые компании. К сегодняшнему дню достигнуты договоренности по сдаче в аренду более половины площадей. Мы рассчитываем на успех проекта, потому что все остальные торговые объекты на территории города строить прекратили.

– В условиях кризиса на рынок на продажу могут выйти не только проекты, но и целые компании. Чем это грозит?

– Акционеры потеряют свои акции, а для компаний все может сложиться совсем неплохо. Разве плохо, если такой финансовый монстр, как ВТБ или Сбербанк, станет собственником разорившейся компании? Завтра он даст денег и будет реализовывать замороженные проекты.

– А у вас есть свой прогноз, когда ситуация поправится?

– Так жизнь устроена – нельзя, чтобы все в ней было плохо бесконечно. Но считаю, что не меньше года все будет не очень хорошо. Давайте я вам расскажу один анекдот на эту тему. Приходит прихожанин к раввину и говорит: «У меня в жизни все очень плохо, что делать?» На что раввин отвечает: «А ты напиши табличку «Так будет не всегда» и повесь ее на видном месте». Прихожанин так и сделал. Прошло время, жизнь стала налаживаться, появились деньги, достаток. Прихожанин опять пошел к раввину и говорит: «Спасибо за волшебную табличку, она очень помогает!» На что раввин ему отвечает: «А ты не спеши ее снимать!»

– Когда ваша компания организована и кто ее владельцы?

– Компания была создана в 2003 г. под конкретный проект на ул. Баррикадной. Сейчас в этом здании располагается штаб-квартира ПИК. На тот момент в компании работало не более 15 человек. Владельцы компании – три собственника, в том числе два миноритарных акционера, которым принадлежит примерно 15% доли компании, – Борис Крутов и я. В настоящее время мы являемся топ-менеджерами компании.

– Сколько человек сейчас работает в компании?

– Около 150 человек. У нас есть специалисты всех профессий, создана высокопрофессиональная команда специалистов по строительству, согласованию и т. д. Мы можем предложить своим клиентам комплексное решение вопросов, включая проведение проверок, постановку учета, решение юридических вопросов и многое другое.

– Какое у вас образование?

– По первому диплому я математик – образование дает системный подход, когда любую ситуацию можешь представить в понятном и правильном свете. Еще я учился экономике и защитил кандидатскую диссертацию, получив степень кандидата экономических наук.

– А на личную жизнь времени хватает?

– Хватает. У меня уже два внука – девочка и мальчик. И я горжусь тем, что они, когда вырастут, смогут пройти по Москве и показать своим друзьям здания, строительством которых управлял их дедушка.