Экстремальная собственность

«Искусство в собственность» – первая и единственная книга о рынке современного искусства и его игроках, написанная правдиво и просто

Не для всех. Леон Голуб

художник. «Искусство – самая изощренная потребительская продукция нашего времени»

Книгу Луизы Бак и Джудит Грир «Искусство в собственность. Настольная книга коллекционера современного искусства» стоит иметь всем, кто собирает нетрадиционную фотографию, видео, инсталляции и перформансы. Не только потому, что она полна практических советов. Каждая ее страница вселяет в коллекционера современного искусства гордость, убеждая, что он тратит деньги самым экзотическим и шикарным способом и является частью закрытого международного элитарного сообщества, существующего по неписаным и неясным правилам.

Тем, кто недостаточно богат, чтобы покупать, но к современному искусству имеет влечение, книга тоже будет интересна – она понятно отвечает на простые вопросы, которые в снобистском арт-сообществе задавать не принято.

Первейший вопрос, что именно коллекционер покупает. Например, что приобрел галерист Чарльз Саатчи, когда стал собственником «20:50» Ричарда Уилсона – работы, состоящей из строительного крана, бака и коридора. Ответ – он приобрел кран и право каждый раз, когда хочет выставлять произведение, платить гонорар художнику, заново определяющему длину коридора и размеры бака.

Покупка инсталляции, признают авторы книги – пишущая о современном искусстве журналистка и известная коллекционер, – требует решимости, но, добавляют они, «в нашу все более жадную до зрелищ эпоху поражающие воображение, заполняющие собой все пространство инсталляции – практически обязательный элемент для любого музея, ярмарки, биеннале».

Поражать воображение жадных до зрелищ – это, похоже, главная задача современного искусства и источник его притягательности для собирателей. Другие, традиционные для художественного произведения задачи – давать эстетическое наслаждение, быть способом коммуникации и познания мира – современное искусство перед собой не ставит. По крайней мере, о красоте и смысле в книге нет ни слова. Зато много про удовлетворение амбиций художников, коллекционеров и посредников между ними – дилеров и арт-критиков.

Но в этом не порок современного искусства, а его актуальность и адекватность нашему времени. Художник только отвечает на потребность заказчика – зрителя и коллекционера. Зрелищ люди жаждали всегда, но в мире, где хлеб уже есть, только грандиозных зрелищ и ждут.

Поэтому никто о долговечности произведений современного искусства не заботится. Материалы, из которых они сделаны, недолговечны, носители, на которых они записаны, быстро устаревают. Но на вечное искусство сегодня нет спроса, вечным не торгуют.