Почти спасены

Конгресс США не позволит американскому автопрому умереть. GM, Chrysler и Ford получат от властей $14 млрд. Но судьба компаний определится в 2009 г.

В четверг топ-менеджеры GM, Ford и Chrysler выступили перед конгрессом с обоснованием своих заявок на госкредиты на общую сумму $34 млрд. Эти деньги необходимы компаниям для спасения от банкротства. GM хотел бы получить $4 млрд, Chrysler – $7 млрд до конца года. Кроме того, в 2009 г. GM хочет получить кредит в $8 млрд и кредитную линию еще на $6 млрд. Ford просил кредитную линию на $9 млрд, к которой намерен прибегнуть в случае углубления экономического кризиса. Взамен автопроизводители обещали сократить издержки и снять с производства нерентабельные модели. Они также согласились согласовывать с правительством планы реструктуризации.

Последние дни прошли в консультациях между конгрессменами и Белым домом по вопросу о помощи компаниям. В пятницу вечером спикер палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси и Белый дом уже были близки к компромиссу, заявил WSJ источник в конгрессе. По данным WSJ, предполагается, что сначала компании получат кредиты на $14–15 млрд. Судьба остальных средств будет обсуждаться позднее.

Идея «промежуточного кредита» пользуется поддержкой гендиректора GM Рика Вагонера и гендиректора Chrysler Роберта Нарделли. По их словам, если GM будет выделено $10 млрд, a Chrysler – $4 млрд, то компании смогут продержаться до 31 марта 2009 г. Но эти средства автопром хочет получить в кратчайшие сроки. «Я думаю, что мы можем потерять GM к концу месяца», – цитирует AFP лидера профсоюза рабочих автопрома UAW Рона Геттельфингера.

Американские автопроизводители выступают перед конгрессом с единых позиций. Их представители утверждают, что разорение хотя бы одной компании погубит и остальных из-за банкротств поставщиков комплектующих. Если промежуточный кредит будет выделен, то окончательные решения о реформе автоиндустрии предстоит принимать администрации избранного президента – демократа Барака Обамы (вступит в должность 20 января 2009 г.). Сколько всего понадобится бюджетных средств для спасения и реструктуризации отрасли – еще не понятно. Главный экономист Economy.com Марк Занди заявил, что для этого бюджету придется потратить от $75 млрд до $125 млрд.

По данным WSJ, выделение средств на спасение автопрома пользуется поддержкой демократов, которые намерены провести соответствующие законопроекты через палату представителей и сенат на этой неделе. В то же время продолжаются дискуссии об источниках выделяемых средств. Демократы предлагают предоставить их из $700 млрд, выделенных по плану министра финансов Генри Полсона на поддержку финансового сектора. Белый дом хотел бы использовать для этого фонд поддержки экологически чистых технологий в автопроме в размере $25 млрд.

Против помощи автопрому за счет налогоплательщиков выступает часть республиканцев. Лидер республиканского меньшинства в банковском комитете сената Ричард Шелби уверен, что запросы автопрома необоснованны и не содержат объяснения, каким образом компании намерены стабилизировать финансовые показатели. Но и сторонники помощи автопрому намерены добиваться от компаний четких обязательств по внутренним реформам. Председатель банковского комитета сената демократ Крис Додд заявил, что о выделении автокомпаниям кредитов без предварительных условий не может быть и речи.