Заплатим машинами

Дефицит оборотных средств и проблемы со сбытом автомобилей не повод для «АвтоВАЗа» отказываться от покупки «Ижавто». Компания готова оплатить завод машинами

«АвтоВАЗ»

Автоконцерн. Продажи – 770 000 автомобилей, в том числе 663 000 на внутреннем рынке (2007 г., данные компании). Акционеры: Renault, «Российские технологии» и «Тройка диалог» – по 25% плюс 1 акция. Капитализация – 531,9 млрд руб. (РТС). Финансовые показатели (МСФО, 2007 г.): выручка – 187,6 млрд руб., чистая прибыль – 3,7 млрд руб.

АвтоВАЗ» готов предложить группе «Сок» (владеет «Ижавто») расплатиться за часть активов завода автомобилями, рассказали «Ведомостям» два менеджера «АвтоВАЗа». О каком количестве машин идет речь, они не говорят. «АвтоВАЗ» уже сформулировал предложение «Соку», слышал московский дилер «АвтоВАЗа», но реакция группы ему неизвестна.

«Сок» предложил «АвтоВАЗу» купить «Ижавто» в начале этого года. Идея понравилась топ-менеджерам из Тольятти. Ведь с появлением нового партнера-акционера – французского Renault завод запланировал увеличение выпуска автомобилей с нынешних 780 000 до 1 млн, а потом и до 1,2 млн в год, а в дополнение к Lada партнеры хотели поставить на конвейер «Ижавто» (мощность 220 000 машин в год) модели Renault и Nissan. В итоге стороны договорились о покупке 100% акций «Ижавто» за $357 млн. 1 октября сделку должен был утвердить совет директоров «АвтоВАЗа». «Ижавто» даже указало в отчете за III квартал о планах выпуска Renault и Nissan с 2010 г. Но совет директоров «АвтоВАЗа» рекомендовал пересмотреть сумму сделки. А затем из-за кризиса у компании кончились деньги. В итоге «АвтоВАЗ» стал предлагать новые варианты оплаты, например заплатить активами его дилерского холдинга «Лада-сервис» и в рассрочку. Эти варианты до сих пор обсуждаются, говорит менеджер автозавода.

Представитель группы «Сок» на запрос «Ведомостей» не ответил, представитель «АвтоВАЗа» от комментариев отказался. Переговоры продолжаются, рассматриваются различные варианты, сказал менеджер «Сока», но обсуждать предложение об оплате автомобилями не стал.

В пересчете на Lada «Ижавто» стоит недорого. $357 млн – это около 66 000 «пятерок», 40 000 Lada Kalina или 37 000 Priora. Это сопоставимо с месячным объемом продаж «АвтоВАЗа» (51 300 машин в ноябре).

Для «АвтоВАЗа» такая форма оплаты – способ избавиться от товарных остатков в обмен на нужный актив, говорит аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Но тем самым компания может уронить рынок Lada на несколько месяцев. Ведь сейчас продажи «АвтоВАЗа» падают, напоминает она (в ноябре на 9,5%), а «Сок» может начать продажи автомобилей по сниженной цене. Этот вариант для самарской группы, может быть, даже лучше обмена «Ижавто» на сеть «Лада-сервис», отмечает Сахнова.

К тому же «Сок» и «АвтоВАЗ» когда-то уже связывали бартерные отношения. Именно бартеру самарская группа обязана возникновением своего дилерского бизнеса: в конце 1990-х гг. завод расплачивался автомобилями с заводами-поставщиками, частью которых владел «Сок».