Локомотив не вытянет

Надежды на то, что Китай спасет мировую экономику, слабеют. Его внешнеторговый оборот сокращается, а «мастерская мира» работает на импортных материалах

Китайский экспорт в ноябре упал на 2,2% по отношению к аналогичному периоду 2007 г. и на 10,4% по отношению к октябрю, составив $114,9 млрд, сообщило вчера главное таможенное управление КНР.

Это стало полной неожиданностью. Большинство экономистов, опрошенных WSJ, предполагали, что в ноябре китайский экспорт вырастет на 15% (в октябре был рост на 19,2%). «Мы ожидали спада экспорта в последние два месяца 2008 г., но не до такой степени», – заявил экономист RBS в Гонконге Бен Симпендорфер.

Снизился и импорт КНР – до $75 млрд: на 17,9% меньше, чем в ноябре-2007, и на 19,5% по сравнению с октябрем. Внешнеторговый оборот – $189,9 млрд, на 9% меньше, чем год назад, зато положительное сальдо торгового баланса ($40 млрд) за год выросло на 52%.

Это тревожный сигнал. «Экспорт падает из-за слабого внешнего спроса, но импорт упадет еще сильнее, поскольку большинство экспортных производств в стране работает с давальческими или импортными материалами», – заявил агентству «Синьхуа» главный экономист Азиатского банка развития в Китае Чжуан Цзянь.

Импорт сокращается в самых разных отраслях. В ноябре импорт нефти (13,36 млн т) оказался на 1,8% меньше, чем в ноябре 2007 г., и на 14,6% меньше, чем в октябре, сообщило Thomson Reuters со ссылкой на источник в китайской нефтяной промышленности. На фоне сокращения внутреннего потребления китайский трейдер Unipec в декабре после пятимесячного перерыва возобновил экспорт дизельного топлива, передало Bloomberg.

Государственное управление гражданской авиации КНР рекомендовало авиаперевозчикам по возможности отменить или отложить намеченные на 2009 г. закупки новых самолетов. Китай – один из крупнейших покупателей авиалайнеров: к декабрю в КНР поставлено 69 из 437 выпущенных самолетов Airbus и 19 из 338 Boeing.

От Китая во многом зависят цены на нефть. Merrill Lynch в случае рецессии в КНР ожидает падения среднегодовой цены до $30 за баррель в 2009 г. (базовый сценарий – $50), аналогичный прогноз давал аналитик Deutsche Bank Адам Симински.

Управление энергетической информации министерства энергетики США прогнозирует дальнейший рост потребления нефти в КНР в 2009 г., но он уже не сможет компенсировать спад в развитых странах, и мировое потребление нефти упадет на 450 000 баррелей в сутки.

С китайским спросом были связаны надежды на оживление мировой экономики и стабилизацию спроса на сырье, напоминает главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков.

Ситуация может стабилизироваться после того, как начнут работать объявленные в ноябре китайским правительством меры по поддержке внутреннего спроса (инфраструктурные проекты на сумму $564 млрд), считает он, но теперь очевидно, что спад в развитых странах КНР не компенсирует.