Прогулка на рикше в ритме джаза

В детективе «Амалия и Белое видение» Мастер Чэнь вместо сафари в средневековом Китае предлагает читателю прогуляться по колониальной Индии

Писатели делятся на тех, кто описывает существующий мир, и тех, кто его создает. В своей новой книге (открывающей проект «Шпион из Калькутты») Мастер Чэнь создал мир чарующе красивый, озаренный золотистыми закатами, подсоленный океанской волной, а вместе с тем мир роскошный, сочащийся разболтанно-нежными звуками джаза, ароматом хороших сигар, жасминовых гирлянд, белым дымом курений (в деревянной лодочке, разумеется!) и «дерганого чая», который, как узнает читатель, много лучше того, что разболтан ложкой.

На этот раз место действия – колониальная Индия, остров Пенанг, город Джорджтаун, время – 1929 год, «век джаза». Тем, кто уже успел полюбить Чэня по его предыдущим детективным романам («Любимая мартышка дома Тан» и «Любимый ястреб дома Аббаса»), придется немного перестроиться. «Амалия и Белое видение» – тоже, конечно, шпионский детектив, однако первобытные дикости средневекового Китая сменятся здесь совсем иными пейзажами, интерьерами и страстями. Можно сказать, что на этот раз вместо опасного для жизни сафари Мастер Чэнь предлагает нам неторопливую прогулку на рикше – под кожаной гармошкой крыши, с посещением лучших ресторанов и заветных закоулков города, о которых знает лишь наш просвещенный гид.

Пора бы уже рассказать, о чем, собственно, эта книжка, кто такая Амалия и при чем здесь «белое видение»; пора – но в том-то и дело, что сам сюжет истории, все эти кошмарные серийные убийства китайскими палочками для еды тонут в тщательно прописанной атмосфере, ароматах и звуках.

Рассказать историю тайных китайских обществ, исследовать механизмы опиумного бизнеса, вовсю развернувшегося в Джорджтауне, перечислить названия британских лайнеров, прибывающих в городскую гавань, Чэню не менее важно и интересно, чем раскрыть вместе со своей героиней тайну отвратительных убийств.

Само собой, явленный Чэнем мир слишком гармоничен, чтобы история не завершилась счастливо. И умнице Амалии, роскошной португалке с примесью малайской и сиамской крови, выпускнице Кембриджа, все удается: веревочка распутывается, главный злодей оказывается наказан. А сама Амалия и ее fada (по-португальски – судьба) находят друг друга: стройный, высокий, образованный начинающий британский шпион Элистер в конце концов заключает девушку в надежные объятья. Жутковатая история оборачивается доброй сказкой.

Этот культурный, атмосферный, просветительский детектив, скорее всего, только расширит и без того не маленький круг поклонников Чэня. Лишь бы подчеркнуто коммерческая, усредненная обложка книги (слишком уж контрастирующая с прежними, эстетскими) никого не сбила с толку.