Сера и металл тянут на дно

Грузооборот портов Азово-Донского бассейна за январь – ноябрь снизился на 9,9%. Экспортеры прогнозируют дальнейшее падение

Через Украину. 93000

тонн – столько составил грузооборот серы в Усть-Донецком порту за 11 месяцев 2008 г. (в 2007 г. – 1 млн т), говорит гендиректор порта Виктор Ляхов. Основной поставщик серы – «Астраханьгазпром» стал переваливать ее через порт Николаев (Украина), Усть-Донецкий порт из-за этого потерял около 100 млн руб. выручки.

Азово-Донское бассейновое управление сообщает, что грузооборот портов за 11 месяцев 2008 г. снизился до 18,2 млн т (за весь 2007 год он составил 20,3 млн т). Причины – снижение уровня воды в устье Дона в осенний период навигации и падение спроса на основной ассортимент грузов: зерно, глинозем, металлолом, серу.

В частности, объем перевалки серы упал на 53,5% до 1,3 млн т, глинозема – на 18,4% до 192 000 т, металлолома – на 27% до 1,3 млн т, отмечает ведомство. Только за ноябрь объем перевалки зерна в ростовских портах снизился на 61% до 165 000 т, в азовских – на 53% до 55 000 т, говорит аналитик ИА Sea news Лилия Аксенова. Все порты столкнулись с тем, что объемы перевалки стали падать в ноябре, тогда как на протяжении весны, лета и первых двух месяцев осени наблюдался рост, отмечает Аксенова. Только за ноябрь объем экспортных операций снизился на 18% до $79,9 млн, заявил вчера на заседании совета по антикризисным мерам замгубернатора Сергей Назаров.

За последние два месяца экспорта металла и металлолома из России практически не было, с августа цена на металлолом упала с 8000 руб./т до 2100 руб./т в ноябре, поясняет аналитик УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. Экспортные цены на серу с августа по ноябрь снизились на 13%, на глинозем – на 20–25%, на зерно – на 21%.

Заместитель гендиректора «Ростчермета» (владеет Семикаракорским портом) Иван Асеев говорит, что работу порта приостановили еще в сентябре из-за падения грузооборота по цементу на 50% от запланированного объема по итогам апреля – сентября и металлолому – на 40%. Представитель «Мечела» (работает с Азовским портом) прогнозирует дальнейшее снижение грузопотока, не называя цифр. В тех портах, где основной груз – уголь, положение лучше, говорит чиновник профильного департамента областной администрации.

Из-за снижения экспорта доходы портов упадут на 13–16% по сравнению с прошлым годом, прогнозирует Баранов.