Стилист-папа

В главной номинации Премии Кандинского победил проект «Родина-дочь», ее автора обзывают фашистом, но он – патриот
С. Николаев

Формально Алексей Беляев-Гинтовт, победитель в борьбе за премию Кандинского, не фашист, он стилист (это его партийная должность) и активист Евразийского союза. В соответствии с идеологией этой державно-патриотической организации он и творит – на больших холстах, вдохновляясь имперским прошлым и большим сталинским стилем, славит мускулы, агрессию, веру в особый путь отечества и единство народных масс.

Как доказано, тоталитарные режимы и их эстетики схожи, так что называть Беляева-Гинтовта фашистом пусть с натяжкой, но допустимо. И естественно кричать «Позор!», как это делала кучка демонстрантов перед залом Винзавода и часть публики в зале, когда ее подзавел прошлогодний лауреат, тоже боец и патриот Анатолий Осмоловский. Потому что «Родина-дочь» – эта агитка с пафосом, сделанная по рецептам американского поп-арта (использование изображений-символов, например головы мухинской колхозницы) и пригламуренная сусальным золотом, – устроена просто, как голова скинхеда, и эффектно – на его вкус.

Приз молодому художнику взяла Диана Мачулина за «Труд» – перерисовку фотографии партсъезда, тоже старомодную спекуляцию, но ее автор так настырно борется за награды, что уж ей лучше дать, чем без конца отказывать. За лучший медиапроект приз вручили вырядившейся в сомалийских пиратов, косящей под трудных подростков группе ПГ.

Все это довольно печально, но церемонию спасли приглашенные звезды. Они и продемонстрировали высший класс современного искусства. Братья Чепмен (приехал только Динос) показали серию видеохохм про великих художников, погибших от алчности. Это была рафинированная британская черная шутка людей, глубоко укорененных в культуре, для таких же, как они.

Во время перформанса китайцы братья Гао разбили молотками дешевую копию своего знаменитого и омерзительного бюста Мао с огромными сиськами, а потом торжественно вынули из нее череп. Это было представление только на Запад ориентированного, расчетливого и бесстрастного, фантастически дорогого китайского арт-чуда.

Между номерами братьев-британцев и их коммерческих китайских клонов выступила королева перформанса сербка Марина Абрамович. Она простояла на белом кубе-постаменте с огромным, развевающимся на ветру белым флагом в руках между флагами черным, зеленым, синим и желтым долго – четверть часа – под бешено громкую музыку, пока на экранах за ней шли цитаты из текстов Василия Кандинского про белый холст и духовное в искусстве.

Стояла прекрасная и героическая, со знаменем капитуляции и чистых помыслов, как живой монумент во славу личной свободы художника. И в этом стоянии было столько гордой красоты, величия и пафоса, что когда через час на ту же сцену вышел Беляев-Гинтовт – крупный, в косухе – и прокричал нечто про великую империю, Византию и «от нас мир много ждет», то показался каким-то декоративным, патриотом из телевизора. Наверное, не успеем и вздрогнуть, ему дадут и Госпремию – за модное верноподданничество.