Окаменелость

Юрий Григорович поставил в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко свой дебютный балет – «Каменный цветок». Прославленное полотно ушедшей эпохи пока тяжело дается труппе

Разношерстный кордебалет, собранный из провинциальных училищ и частных московских школ, хотя не обрел идеальности линий, но впервые за последние годы получил представление об эталонной слитности действий. Он пока не слишком выразителен в народных танцах – там, где раньше танцовщики «Станиславского» были непревзойденны, но уже ощущает их размах и удаль.

Первый балет Григоровича был создан на волне оттепельного энтузиазма. 30-летний танцовщик Кировского театра предложил артистам в свободное время поставить балет собственными силами. Успех был такой, что «Каменный цветок» не только включили в официальный репертуар театра, но и перенесли в Большой. Потом Григорович укоренился там на тридцать лет и заставил всю страну ставить и танцевать в собственном стиле, но «Каменный цветок» остался символом полета, радости, ощущения безграничности собственных сил.

Уральский сказ о камнерезе Даниле, разрывающемся между любовью к крестьянке Катерине и зовом таинственной Хозяйки Медной горы, оборачивался притчей о художнике, делающем выбор между познанием тайн великого искусства и служением людям. Революционной выглядела образность спектакля, найденная с помощью художника Симона Вирсаладзе, и его стиль: несмотря на развернутый сюжет и литературность, сложные отношения героев передавались исключительно танцем.

Танцевальные идеи Григоровича требовали от исполнителей виртуозности и выдержки порой в ущерб академичности, смелости вместо изысканности, убедительности, а не актерских нюансов. Адекватно воплотить этот стиль под силу только огромной вышколенной компании. «Станиславский» никогда не относился к труппам, которые посягали на эту задачу, – наоборот, даже в годы абсолютной гегемонии Григоровича там продолжали культивировать именно тот стиль, который пал под натиском «Каменного цветка»: они остались верны драмбалету с его сосредоточенностью на актерской выразительности и любви к деталям, танцу пусть не виртуозному, но радующему глаз многообразием пластических возможностей. Лишь трагическая потеря многолетнего лидера Дмитрия Брянцева, совпавшая по времени с бездомными скитаниями труппы во время реконструкции и сменой поколений, изменила ситуацию – компания утратила собственное лицо.

Теперь «Станиславский» дрейфует к евростандарту, который предполагает освоение обоймы классики XIX и XX вв. Работа с Григоровичем оказалась второй в этом ряду после позапрошлогодней «Чайки» Джона Ноймайера. И так же, как в случае с немецким классиком, театру удалось завлечь хореографа на то, чтобы пройти с труппой почти весь этап подготовки спектакля. И это главное достижение нынешней премьеры.

Слабейшим звеном премьеры оказались исполнители главных партий, танцующие «Каменный цветок» с «лебединой» отмороженностью. Но даже она лишь свидетельствует о стремлении прыгнуть выше головы. Цветочек у Данил из «Станиславского» вышел, но пока каменный.