Пыль двенадцатого года

Название «1812 год. Война и мир» обещает блистательную выставку-эпопею, но Исторический музей громко озаглавил скромное зрелище

Пойти на эту выставку могут подтолкнуть два соображения. Думается, что, во-первых, про войну 1812 года трудно сделать выставку не зрелищную, ведь она о поре расцвета русского искусства, когда что живопись, что фарфор и мебель – все было прекрасно. Ну и длинные каникулы на носу – в это время народ в музей ходит охотно, семьями, а тут вот извольте: война с оружием – для мальчиков, мир с балами и веерами – для девочек.

Но это, скажем прямо, были праздные соображения. Ничего восхитительного Исторический музей зрителям не предложил, видимо, грандиозные экспозиции отложены на три-четыре года – до большого юбилея, а эта выставка не столько даже про саму викторию над Наполеоном, а про празднование ее столетия. Представляет она не высокие образцы имперского стиля, а сувенирную продукцию времен расцвета русского капитализма.

Так что висит в центре зала потертое нелепое хлопчатобумажное одеяло с человечком в треуголке, выпущенное в 1912 г. неизвестно какой русской мануфактурой. А рядом стенды с коробками для папирос и «карамели высшего качества» с репродукцией «Совета в Филях», набор недорогих фигурок-Наполеонов для украшения быта незадачливых бонапартистов, грубые фарфоровые тарелки, не имеющие художественной ценности, но с портретами французского гения и его первой жены Жозефины. Это все тоже, конечно, по-своему интересно, но не настолько, чтобы смотреть всей семьей.

Впрочем, мальчиков, может быть, заинтересуют многочисленные картины, в подробностях изображающие военные эпизоды кампании, или хорошо известные гравюры, повествующие о казаках в Париже. Но девочкам решительно нечему будет радоваться. Образцов тончайшей и роскошной продукции Императорского фарфорового завода на выставке немного, хотя в наших музейных и частных собраниях хранится уникальный фарфор. Изящных мелочей, принадлежавших барышням начала позапрошлого века, на выставке совсем нет. Из мирных вещей стоит, правда, большой комод, но так одиноко, что кажется, пробрался он в экспозицию по-партизански.

Эта выставка, как объясняют в музее, была организована по инициативе московских коллекционеров, этим и объясняется уровень экспонатов. Мечта коллекционера – увидеть свои вещи на выставке в солидном музее и отметиться в каталоге. И это нормально – публика увидит редкие вещи, музейные ученые введут их в научный обиход. Но это если вещи действительно значительные и ценные или, наоборот, если выставка из частных собраний показывает нечто малоценное, но забавное, до чего большие музеи не снисходят, тот же старый сувенирный юбилейный кич.

Но вот когда в одном пространстве собрано все вместе – большие ценности и пыльные глупости, то тогда выставка радует только коллекционеров, ее устроивших.