Спасите «Сибирь»

Гендиректор «Сибири» Владислав Филев утверждает, что министр транспорта Игорь Левитин блокирует его компании получение средств господдержки, принуждая к объединению «Сибири» и «Аэрофлота»

В четверг Филев направил письма министру экономического развития Эльвире Набиуллиной и руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву (копии имеются у «Ведомостей»). Гендиректор «Сибири» пишет, что его компания нуждается в господдержке, но не может ее получить из-за Левитина. Министр транспорта, говорится в письмах, еще 17 октября сообщил Филеву, что «крайне заинтересован в объединении «Сибири» и «Аэрофлота». Затем вице-премьер Сергей Иванов поручил выделить авиакомпаниям через госбанки 30 млрд руб. Но в сформированный Минтрансом список претендентов на эти деньги «Сибирь» не попала, говорится в письмах.

«Сибирь»

второй по величине авиаперевозчик России. Пассажиропоток – 5,25 млн человек (10 месяцев 2008 г., данные ТКП). Акционеры: гендиректор ЗАО «Группа компаний S7» Наталья Филева – 63,26%, государство – 25,5%. Финансовые показатели (9 месяцев 2008 г., РСБУ): выручка – 31,9 млрд руб., чистая прибыль – 157,14 млн руб.

19 ноября помощник Левитина Александр Юрчик, сославшись на поручение министра, сообщил Филеву, что «Сибирь» «не может рассчитывать на господдержку». «Однако денежные средства зарезервированы и будут оперативно предоставлены, если я соглашусь на слияние с «Аэрофлотом», – пишет Филев. А 20–21 ноября топ-менеджеры ВТБ и Сбербанка уведомили его, что решение о выделении кредитов для «Сибири» зависит от позиции Минтранса. «Кризисная ситуация в отрасли используется для поглощения авиакомпании «Сибирь» при активном включении административного ресурса, – резюмирует Филев в письме Набиуллиной. – При этом господдержка, изначально нацеленная на стабилизацию рынка, используется как инструмент недобросовестной конкуренции».

«Аэрофлот» получает около $500 млн в год в виде роялти за пролет иностранных перевозчиков над территорией России. Если бы не эти деньги, рентабельность «Аэрофлота» в 2007 г. составила бы минус 5%, тогда как у «Сибири» этот показатель равен 0,35%, подсчитал Филев. Рентабельность же перевозок «Аэрофлота» на внутренних линиях колеблется от минус 10% до минус 42%, утверждает он.

Филев подтвердил «Ведомостям», что писал Набиуллиной и Артемьеву. Письма еще не получены, сообщили представители Минэкономразвития и ФАС. Помощник Левитина Светлана Крыштановская комментировать письма Филева не стала. Она лишь сообщила, что на встрече с Левитиным 10 ноября Филев сообщил, что «Сибирь» может не выжить без получения дополнительных кредитов из-за чрезмерной долговой нагрузки. С Юрчиком связаться не удалось.

«Сибирь» не входит в перечень авиакомпаний, которым ВТБ предоставляет льготное кредитование, сообщил представитель банка. Сбербанк готов сотрудничать, говорит источник в банке. Но на господдержку «Сибирь» рассчитывать не сможет, поскольку у нее «слишком хорошая ситуация в отличие от других».

Заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков отметил, что «Аэрофлот» тоже не получал льготных кредитов. Кошляков утверждает, что Филев сам инициировал переговоры о продаже доли в «Сибири». Но они были прерваны, когда приглашенная «Аэрофлотом» инвесткомпания не была допущена к финансовой документации «Сибири».

Именно из-за угрозы захвата «Сибири» «Аэрофлотом» авиакомпания недавно перевела сбор денег за билеты на принадлежащую Филеву и его жене Наталье авиакомпанию «Глобус», говорил на прошлой неделе «Ведомостям» представитель «Сибири». Но Левитин указал Филеву на недопустимость такой схемы, говорит Крыштановская. Филев эту претензию признал. Совет директоров «Сибири» 5 декабря действительно не одобрил вынесенный менеджментом вопрос о наделении «Глобуса» полномочиями координировать выручку компании и снял его с повестки дня, сообщил председатель совета директоров «Сибири» Альберт Кошкин.

Филев же добавил, что туроператоры и распространители авиабилетов оповещены о том, что схема перечисления выручки остается прежней. Такое письмо получено в середине прошлой недели, подтвердил «Ведомостям» один из топ-менеджеров «Аэроклуба». То есть выручка от продажи билетов «Сибири» идет на счета «Сибири», а от билетов «Глобуса» – на счета «Глобуса», уточнил он.

Более того, на встрече с Левитиным 10 ноября Филев заявил, что «Глобус» продан, говорит Крыштановская. Филев подтвердил эту информацию. Имя покупателя, дату и сумму сделки он уточнять не стал. «Интерфакс» вчера передал, что «Глобус» достался структурам, близким к акционерам «Ист лайна». Представитель последнего эту информацию не подтверждает.