За рубль наказали

Moody’s понизило прогноз рейтинга России до «стабильного». Поддержка российскими властями рубля неэффективна и лишь приводит к истощению резервов, констатирует агентство. Снижение рейтинга может увеличить внешний долг, который компании должны погасить в 2009 г., не исключает зампред ЦБ Алексей Улюкаев
Д. Гришкин

Moody’s пересмотрело прогноз рейтинга России по обязательствам в иностранной и национальной валютах, а также потолка странового рейтинга для депозитов банков и для долговых обязательств в иностранной валюте. Одновременно на «позитивный» были пересмотрены прогнозы рейтингов восьми банков – Сбербанка, ВТБ, банка «ВТБ Северо-Запад», банка «ВТБ 24», Россельхозбанка, Внешэкономбанка, Газпромбанка и Банка Москвы.

Решение о снижении прогноза рейтинга страны с «позитивного» до «стабильного» «отражает растущее давление на позицию международной ликвидности России <...> и, что более важно, неоднозначные политические ответы» на кризис, говорится в заявлении Moody’s. Попытки российского правительства поддержать курс национальной валюты оказались «неэффективными и крайне дорого обошлись для международных резервов», которые сократились с 8 августа на 26,9% до $437 млрд. По словам вице-президента Moody’s Джонатана Шиффера, примером неэффективного подхода российских властей является попытка удерживать низкие процентные ставки и в то же время поддерживать курс рубля. Несмотря на недавнее повышение ставок (с 1 декабря до 13%), они по-прежнему ниже уровня инфляции и не смогут сдержать отток депозитов, считает Шиффер. Возможности правительства для маневра при принятии антикризисных мер и поддержке рубля ограничены из-за неуверенности населения в стабильности валюты и банковской системы, а также из-за спада экспорта сырья, пишет агентство.

Если резервы будут сокращаться такими темпами – с 28 ноября по 5 декабря на $17,9 млрд, – они обнулятся к середине следующего года, пишет в обзоре Александр Морозов из HSBC. По его мнению, власти будут вынуждены перейти к установлению плавающего курса рубля и в этом случае резервы за 2009 г. сократятся лишь на $60 млрд до $350 млрд.

Но тенденция к ослаблению рубля может смениться на противоположную, допустил зампред ЦБ Алексей Улюкаев в эфире радиостанции «Эхо Москвы»: «В следующем году можно ожидать давления как в сторону ослабления, так и в сторону повышения курса рубля к корзине». Возможное изменение тенденции Улюкаев объясняет снижением импорта и стабилизацией цен на нефть на уровне $40–50 за баррель: «Это очень реалистичный коридор». В результате Россия сохранит положительное сальдо торгового баланса и текущего счета, надеется он.

Впрочем, по словам Шиффера, хотя вероятность улучшения рейтинга России в ближайшие 12–18 месяцев существенно снизилась, ее кредитные показатели по-прежнему остаются «благоприятными» по отношению к другим странам той же рейтинговой категории (Baa). Даже после ухудшения прогноза Moody’s по-прежнему демонстрирует больший оптимизм, чем два других ведущих международных рейтинговых агентства. Standard & Poor’s на прошлой неделе понизило рейтинг России с BBB+ до BBB с негативным прогнозом, Fitch рейтинг России не снижало, но присвоило ему негативный прогноз.

Между тем от рейтингов наряду с другими факторами будет зависеть объем внешней задолженности, погашаемой в 2009 г. российскими компаниями, заявил Улюкаев. В следующем году им предстоит заплатить зарубежным кредиторам $90 млрд, но в случае ухудшения рейтингов или финансовых показателей самих компаний банки могут потребовать досрочного погашения и остальной задолженности, предупредил он. По оценке Улюкаева, при наихудшем сценарии речь может идти о погашении всего корпоративного долга, составляющего сейчас $400 млрд. На практике такой высокий уровень досрочного востребования крайне маловероятен, успокаивает бывший директор долгового департамента Минфина Андрей Черепанов, иначе кредиторы уже требовали бы в массовом порядке досрочного погашения займов в связи с падением стоимости заложенных активов. Но аналитик МДМ-банка Михаил Галкин допускает определенный рост выплат задолженности: «Кредиторы не будут идти на поблажки, а, напротив, будут цепляться за любую возможность истребовать долг».