Новинки книжных развалов


Лидер на кушетке. Клинический подход к изменению людей и организаций.

Манфред Кетс де Врис.

СПб.: BestBusinnesBooks, 2008. 331 с.

«Лидер на кушетке» Манфреда Кетс де Вриса никак не похож на привычного гончаровского Обломова: времени у него на отдых крайне мало, он стремится создать замечательную организацию, где всем хорошо. Да и зовется такой лидер не лежебокой каким-нибудь, а по-научному – «аутензонтичным» руководителем. Профессор поясняет, что это название объединяет греческие слова authenteecos – «аутентикос» (аутентичный, подлинный) и zoteekos – «зотикос» (жизненно важный).

Рядом с лидером на кушетке 11 типов, один краше другого, – начиная с нарциссического и заканчивая асоциальным. Угадать, кто работает рядом с вами, достаточно просто – надо лишь внимательнее присмотреться и угадать тип. Вот, например, жесткие руководители, в арсенале которых три механизма влияния – «изоляция, проекция и рационализация». «Они остаются незатронутыми последствиями своих тяжелых действий (изоляция), находят виновного в случае неудачи (проекция) и обнаруживают причины, почему их нельзя винить в провале (рационализация), – пишет профессор. – Неудивительно, что склонные к подобной жесткости люди не способны на длительные, тесные отношения с другими».

По мнению автора, из-за «стремления к господству, власти и доминированию люди этого типа чаще оказываются руководителями, чем подчиненными. Жесткие люди хотят заполучить и удержать как можно больше власти, чтобы избежать тем самым контроля над собой». В итоге, увольняя «неуспешных» в оценках сотрудников», сами компании способствуют «скорейшему продвижению по карьерной лестнице людей жесткого типа», и вскоре «эти новые управленцы (перенимая модель поведения у старшего руководства) адаптируются к еще более жесткой системе, где приветствуются только грубые методы работы».

Среди примеров, приведенных в книге, – Гари Винник, председатель правления компании Global Crossing, которого журнал Fortune назвал «императором жадности», ведь за четыре года он «заработал на акциях $735 млн, приведя свою компанию к банкротству»; Жан Мари Мессьер, прозванный J6M (Жан – шесть – М), что недавно звучало как «Жан Мари Мессьер, хозяин мира», выпустивший автобиографию «J6M.COM». «Во французской прессе прозвище J6M теперь означает «Жан Мари Мессьер под следствием», – пишет профессор, – в честь судебного расследования по искам о манипуляциях на фондовой бирже, распространении ложной информации, злоупотреблении при управлении общественным имуществом».

Однако главные герои книги, на мой взгляд, – слушатели ежегодного семинара автора в бизнес-школе INSEAD, который называется «Вызов лидерства: создание рефлексивных лидеров». Возможно, при общении с ними у профессора родились строчки о том, что иногда «люди как книги, и на то, чтобы их прочесть, требуется время. Чем больше «книг» мы читаем, тем больше мы понимаем, что «нормальное» и «ненормальное» – всего лишь частности большой картины возможностей».