Почти договорились

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) может готовиться к расширению мощности и не возвращать акционерам $1 млрд долга. На это согласились все участники проекта, включая BP
С. Николаев

Вчера акционеры КТК торжественно подписали меморандум о взаимопонимании, который касается принципов расширения проекта. Теперь мощность нефтепровода вырастет вдвое – с нынешних 33 млн до 67 млн т в год, провозгласил после подписания вице-президент «Транснефти» (управляет 31% КТК) Михаил Барков.

КТК

оператор нефтепровода Тенгиз – Новороссийск. Казахстанской частью управляет ЗАО «КТК-К», российской – ЗАО «КТК-Р». Акционеры обеих компаний – Россия (31%), Казахстан (19%), Chevron Caspian Pipeline Consortium Company (15%), Lukarco (12,5%), Rosneft-Shell Caspian Ventures (7,5%), Mobil Caspian Pipeline Company (7,5%), Eni International (2%), BG Overseas Holding (2%), Kazakhstan Pipeline Ventures (1,75%), Oryx Caspian Pipeline (1,75%). Финансовые показатели КТК-Р (РСБУ, 2007 г.): Выручка – 18,2 млрд руб., Чистая прибыль – 6,5 млрд руб.

Главной интригой было то, согласна ли с документом BP. Она единственная из совладельцев КТК не поддерживала предложенную схему финансирования (за счет собственных средств), а проект должны одобрять все его участники.

У BP 6% в КТК. Но владеет она ими не напрямую, а через два СП: 5,75% – через Lukarco (с «Лукойлом», у BP в нем 46%), 0,33% – через Kazakstan Pipeline Ventures (с «Казмунайгазом», доля BP – 19%).

Kazakstan Pipeline меморандум вчера подписала (BP уже договорилась о продаже своей доли в СП «Казмунайгазу»). А за Lukarco расписался представитель «Лукойла» – заместитель начальника управления компании Осман Сапаев (зампредседателя совета директоров Lukarco). Формально требовалась подпись Lukarco, но Сапаев сказал журналистам, что та еще будет утверждать проект расширения КТК.

Сапаев не мог ставить подпись от Lukarco, потому что не было санкции от партнера по СП, признает представитель «Лукойла». Что же тогда Сапаев написал в документе (а он долго что-то писал в нем), представитель компании не говорит. «Мы сформулировали нашу позицию по проекту расширения», – отметил он. По сути, никакого долгосрочного соглашения подписано не было, есть резолюция, которая касается только 2009 г., добавляет источник, близкий к «Лукойлу».

То, что BP так и не согласовала меморандум (единственная из всех), указывалось и во вчерашнем заявлении КТК. «Окончательное решение о реализации проекта [расширения] будет принято акционерами в конце 2009 г.», – говорилось в нем.

Что же тогда торжественно подписали участники КТК, так и осталось загадкой: представители главных акционеров – «Транснефти» и Казахстана объяснить «Ведомостям» не смогли. А версия BP такова. Вчера на собрании акционеров КТК-К (оператор казахстанской части нефтепровода) все акционеры компании, включая Lukarco, единогласно одобрили подготовку к расширению КТК в течение 2009 г., в том числе разработку проекта и сбор средств под него, сказал «Ведомостям» Джон-Пол Столдер, президент по развитию бизнеса BP Exploration Operating Co. в России и Центральной Азии. Деньги будут аккумулироваться за счет того, что КТК приостановит выплаты по кредитам акционеров, добавил он (а это около $1 млрд в год, уточнил гендиректор КТК Владимир Раздухов, см. врез). Аналогичное собрание должно пройти сегодня и у КТК-Р (оператор российской части трубы). В этом и заключается соглашение всех участников КТК. А сама BP в течение 2009 г. рассчитывает выйти из проекта, закрыв сделку с «Казмунайгазом» и договорившись о продаже своей доли в Lukarco «Лукойлу», добавляет Столдер.

Представитель «Лукойла» комментировать это не стал, отметив лишь, что переговоры по доле в Lukarco продолжаются. Но суть решений акционеров КТК «Ведомостям» подтвердил представитель другого участника консорциума – вице-президент Chevron Europe, Eurasia and Middle East Иен Макдоналд.

Что будет с проектом КТК, если BP не удастся выйти из него в 2009 г., Столдер говорить не захотел. А ведь это уже не первая попытка BP продать долю в КТК: в 2001 г. она вела переговоры по продаже акций Kazakstan Pipeline с канадской Hurricane Hydrocarbons ($80 млн – за сами бумаги, $110 млн – возврат займов и поручительств КТК), но сделка сорвалась из-за того, что ее передумали одобрять Россия и Казахстан.