Приступили к снижению

В ноябре пассажиропоток уменьшился до 22%. Аналитики считают, что даже пиковые перевозки в декабре не улучшат финансовые показатели авиакомпаний
М.Стулов

В ноябре «Аэрофлот-Дон» сократил пассажиропоток на 22,2% до 68 500 человек, сообщает компания. Ее гендиректор Михаил Крицкий говорит, что снижение наблюдалось по всем направлениям, но в декабре перевозчик должен выйти на прошлогодний показатель в 76 400 пассажиров. Пресс-секретарь «Скай экспресса» Виталий Коренюгин сообщил, что пассажиропоток по маршруту Ростов – Москва (два рейса ежедневно) в ноябре сократился на 19,5% до 9067 человек – это связано с кризисом и сезонным спадом.

Пресс-секретарь S7 Airlines (три рейса в день из Ростова в Москву) Ирина Колесникова говорит, что в ноябре по всей маршрутной сети S7 наблюдалось снижение пассажиропотока на 6%, в регионах примерно такая же ситуация. «В начале 2008 г. темпы роста пассажиропотока были очень интенсивными – 35–40% в месяц, плюс с 11–26 декабря мы проводим распродажу билетов практически по всем российским и международным направлениям (в среднем скидка по тарифу составляет 42% при покупке через кассу, 24% – через интернет), поэтому в целом по итогам года ожидаем прирост на 15% по сравнению с 2007 г. (5,698 млн человек)», – рассказывает Колесникова.

Директор по корпоративным коммуникациям Lufthansa в Европе Ааге Дюнхаупт говорит, что за январь – ноябрь по рейсам Ростов – Франкфурт (четыре раза в неделю) рост пассажиропотока составил 25% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., а за ноябрь еще больше. По его словам, ростовский аэропорт – второй в России после «Домодедово», где удалось ввести систему посадочных талонов on-line, которая позволяет пассажирам экономить время на регистрации и самостоятельно выбирать место в салоне.

По словам Крицкого, в этом году «Аэрофлот-Дон» рассчитывает перевезти 1,3 млн пассажиров. По финансовым показателям этот год будет хуже 2007 г., но «мы рассчитывает выйти в ноль», добавил он. В прошлом году выручка компании составила 4,2 млрд руб., чистая прибыль – 75,8 млн руб. Коренюгин говорит, что в декабре авиаперевозчик ожидает традиционный предпраздничный рост пассажиропотока на 15–20%, в целом на финансовых показателях падение отразится незначительно, в большей степени повлияло значительное повышение цен в 2008 г. на авиакеросин и увеличение аэропортовых сборов.

Снижение в последние месяцы не нанесет сильного ущерба годовым финансовым результатам авиакомпаний, соглашается аналитик УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов: за девять месяцев общий пассажиропоток авиакомпаний в России вырос почти на 15%, грузооборот – на 16% по сравнению с тем же периодом 2007 г.

Даже несмотря на предновогодние перелеты к родственникам и зимние каникулы, пассажиропоток в декабре может сократиться по сравнению с ноябрем еще на 3–5%, считает Баранов. Гендиректор Infomost Борис Рыбак полагает, что в декабре – январе падение будет не больше, чем в ноябре, за счет выходных чартерных рейсов.

В феврале падение пассажиропотока составит около 30%, с марта начнет сокращаться, а в среднем в 2009 г. получится примерно 20%, поэтому в следующем году выручка авиакомпаний окажется на уровне 2007 г., полагает Рыбак .

По мнению аналитика ИК «Проспект» Ольги Тычковой, незначительное снижение цен на авиакеросин не позволит в 2009 г. повысить рентабельность – у авиакомпаний высокая долговая нагрузка, а поднять или оставить на прежнем уровне цены на билеты они не смогут, так как снижается стоимость авиатоплива. Поэтому не исключено, что год компании могут закончить с отрицательной прибылью, отмечает она.

По данным «Кортес», цены на авиакеросин с 10 октября по 12 декабря 2008 г. упали с 24 760 до 16 568 руб. за 1 т.