Хамзат Хасбулатов: «Кризис на нас пока не действует», - Хамзат Хасбулатов, президент McDonald’s в России и Восточной Европе

Президент российского «Макдоналдса» не собирается сокращать персонал – он готовится к росту спроса на услуги своей сети
С.Портер

1988

после девятимесячной стажировки в Канаде и США стал директором первого ресторана «Макдоналдс» в России

1997

генеральный директор «Москва-Макдоналдса»

1999

президент «Макдоналдса» в России

2005

президент McDonald’s в России и Восточной Европе. Курирует деятельность компании в республиках бывшего СССР, Румынии и Болгарии

McDonald’s Corporation

сеть быстрого питания. финансовые показатели (мсфо, 2007 г.): Выручка – $22,8 млрд. чистая прибыль – $2,4 млрд. Капитализация – $67,2 млрд. Крупнейший в мире по обороту оператор фастфуда, управляет 31 000 ресторанов в 120 странах.

Пока игроки мирового рынка общественного питания и ритейлеры пребывают в депрессии из-за падения спроса, корпорация MсDonald’s рапортует о рекордных показателях своего бизнеса в США, Японии и Европе. Как обстоят дела у ее российской «дочки», в интервью «Ведомостям» рассказывает президент McDonald’s в России и Восточной Европе Хамзат Хасбулатов.

– В 2006 г., когда мы с вами встречались для предыдущего интервью, штаб-квартира «Макдоналдса» была в офисном здании компании на Старом Арбате. Теперь она на две станции дальше от центра. Вы продали офисную недвижимость?

– Не всю. Два года назад продали свое здание в Газетном переулке (покупателем здания площадью около 7500 кв. м была инвесткомпания Eastern Value Partners Limited. – «Ведомости»). Это одно из первых современных офисных зданий в Москве, построенное в 1993 г. На его открытие приходил первый президент России Борис Ельцин. Мы зарабатывали рубли, а, как вы помните, они были в то время неконвертируемые. Самым эффективным и долгосрочным решением этой проблемы, с нашей точки зрения, было инвестировать их в том числе в коммерческую недвижимость. Офисы можно было сдавать в аренду за доллары. Еще до завершения строительства этого здания более 75% помещений были сданы в аренду. В 1996 г. мы построили офисное здание на улице 1905 года (площадью 3600 кв. м, по оценке компании Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko. – «Ведомости») и затем здание в Клементовском переулке (1600 кв. м). К 2005–2006 гг. мы решили постепенно избавляться от непрофильных активов, чтобы сфокусироваться на развитии ресторанного бизнеса.

– Вы не жалели, что здание в Газетном продали в 2006 г., а не в 2007-м, когда можно было выручить вдвое больше?

– Не жалею. Решение было своевременным. Его возраст превысил 10 лет, и перед нами стоял выбор – или эксплуатировать здание, инвестируя в его содержание, или продать его и реинвестировать вырученные средства в открытие новых ресторанов. Мы выбрали второй вариант.

– А будет ли продаваться остальная коммерческая недвижимость «Макдоналдса»?

– В здании на 1905 года размещается наш офис, а здание в Клементовском переулке частично сдается в аренду. Эту недвижимость мы не собираемся продавать. Здания небольшие по площади, и значительную их часть занимают наши рестораны.

В здании на Старом Арбате, которое находится у нас в долгосрочной аренде, сейчас размещается наш центр по приему на работу и обучению персонала.

Мы стремимся приобретать в собственность не только здания, в которых размещаем рестораны, но и участки, на которых они построены. Средний размер земельного участка, на котором мы размещаем свои предприятия, составляет около 2500 кв. м. Сегодня только 20% земельных участков находится в нашей собственности, а остальные в долгосрочной аренде (175 из 204 ресторанов «Макдоналдса» расположены на отдельных участках. – «Ведомости»).

Сейчас мы находимся в процессе выкупа земельных участков под нашими зданиями. В регионах это идет быстрее, а в Москве мы подготовили пакет документов по пилотному участку, и, если удастся пройти процедуру быстро, мы запустим процесс выкупа остальных земельных участков. Я не могу сказать, каких инвестиций это потребует и сколько времени займет, но мы не торопимся.

– А как повлияет на капитализацию российского «Макдоналдса» то, что значительная часть активов компании – это недвижимость? Большинство экспертов сходятся в том, что ее цена будет падать...

– Мы никогда не делали оценку компании в России с точки зрения стоимости активов, потому что «Макдоналдс» здесь не является публичной компанией и у нас не было цели проводить IPO в России. В любом случае стоимость недвижимости, которую мы приобретали на протяжении последних 20 лет, выше той цены, за которую она была приобретена.

– Почему у вас за все годы роста фондового рынка в России не появилось желания начать на нем работать?

– Необходимости делать это у компании не было. Во-первых, ценные бумаги корпорации MсDonald’s, владельца «Макдоналдса» в России, торгуются на Нью-Йоркской бирже, нет необходимости выходить на фондовые рынки отдельных стран. Во-вторых, у нас не было необходимости привлечения дополнительных финансовых ресурсов, поскольку у нас достаточно собственных средств.

– Почувствовал ли «Макдоналдс» кризис в России?

– Нет.

– Многие компании жалуются на нехватку оборотных средств. Есть ли у вас проблемы с ликвидностью?

– Нет, но, как известно, денег много не бывает. Справедливость этого утверждения сейчас сильнее всего ощущают те, чье дело построено на заемных средствах. Когда бизнес создан в расчете на безудержный рост, подпитываемый кредитами, проблемы могут быть очень серьезными. Сегодня даже эксперты не могут прогнозировать ни глубину нынешнего глобального кризиса, ни его длительность, ни его последствия. История знает лишь локальные и континентальные кризисы: депрессия в США в 1930-х, латиноамериканские кризисы в 80–90-х гг., кризис в середине 90-х в Азии, российский кризис 1998 г. Мы же пока не чувствуем влияния кризиса.

– Какую динамику показывают обороты «Макдоналдса» в России с октября?

– Положительную. Наш оборот увеличивается от месяца к месяцу, поэтому сложно выделить влияние кризиса на этот рост, но я чувствую по загруженности наших ресторанов, что мы начинаем привлекать дополнительных посетителей. Те люди, которые позволяли себе тратить деньги в более дорогом секторе нашей индустрии, теперь более сдержанно относятся к своим расходам. Подобное происходило в 1998 г. Правда, делать серьезные заключения на основе статистики за два месяца рано. Обоснованные выводы появятся к середине следующего года.

– А у вас какой прогноз по развитию?

– Думаю, что темпы роста индустрии общественного питания замедлятся. Мы привыкли к нереальной для любого развитого рынка динамике роста 15–25% в год. Думаю, двузначных цифр в 2009–2010 гг. мы не увидим, но рост останется. Меня беспокоит, как нынешняя ситуация отразится на инфляционных процессах в России, насколько высокой будет безработица и насколько сильно все это повлияет на покупательную способность населения. Именно эти факторы будут наиболее сильно влиять на нашу индустрию. Но мы готовы к трудностям, у нас есть опыт работы в аналогичных условиях и в начале 90-х, и в период после кризиса в 1998 г.

– Как повлиял на «Макдоналдс» кризис 1998 г.?

– У нас снизился размер среднего чека, но увеличилось количество посетителей, главным образом за счет того, что мы увеличили ассортимент продукции по доступным ценам. Учитывая то, что наш потребитель – человек с невысокими доходами, мы должны были более взвешенно подходить к формированию ценовой политики. Мы всегда придерживались правила, согласно которому рост цен у нас должен быть ниже уровня инфляции. Для этого у нас были ресурсы. Около 80% продукции, реализуемой в наших ресторанах, производится в России, и мы были менее зависимы от курсовых колебаний, чем многие из игроков рынка. В общем, наше положение к 1998 г. было настолько устойчиво, что мы не пытались возложить эти издержки на потребителей.

– На какие средства развивается «Макдоналдс»?

– В такой ситуации, как сейчас, очень важно, чтобы компания развивалась на собственные средства. Перед угрозой дефолта оказываются компании с высокой долговой нагрузкой – у нас же есть запас прочности. Мы будем реинвестировать все заработанные средства в собственное развитие, и нам нет необходимости привлекать заемные средства.

– Сколько зарабатывает большой MсDonald’s в России? Что он от вас получает?

– Он получает дивиденды и роялти за использование торговой марки.

– В каком размере?

– Это закрытая информация.

– Роялти рассчитываются в процентах с оборота?

– Да.

– Глобальный MсDonald’s на фоне стагнации рынка показал в октябре и ноябре рост продаж на 8%, причем в США и Японии зафиксированы рекордные месячные показатели роста. В чем причина?

– Компания в последние годы сконцентрировалась на улучшении работы существующих ресторанов, и это дало положительный результат на всех рынках, в том числе и в США. И эта тенденция продолжается и сейчас. Рост поддерживает правильная ценовая политика, акцент на разнообразие в меню, новые концепции обслуживания. К примеру, в России много лет назад мы сформировали разные ценовые платформы, рассчитанные на потребителя с различными доходами: платформа ежедневно доступных цен, основное меню и премиальная платформа. Для нас важно, чтобы в платформе, предназначенной потребителям, наиболее чувствительным к росту цен, ценовая политика была максимально взвешенной, а ее ассортимент расширялся. Цены в премиальной платформе позволяют нам обеспечивать правильный ценовой баланс.

– Какие направления бизнеса «Макдоналдс» в 2009 г. будет развивать наиболее активно?

– Мы будем открывать больше ресторанов, в том числе с услугой «Макавто», потому что это уникальное предложение для рынка, будем направлять значительные ресурсы на реконструкцию существующих ресторанов, продвигать концепцию «Маккафе» и расширять ассортимент меню, в том числе и завтраков.

– Какие блюда российский «Макдоналдс» сейчас самостоятельно разрабатывает?

– Одна из наших разработок, разошедшаяся по миру, – это пирожки. Мы их стали делать много лет назад на своем пищеперерабатывающем комбинате в Солнцеве. Сейчас мы продаем эту продукцию в 18 стран Европы, обеспечивая 50% рынка «Макдоналдса» в Европе. Если вы купите пирожок в Австрии, Венгрии и Германии – знайте: вы поддерживаете российского производителя.

– А что еще из российского опыта перенимают коллеги из других стран?

– Один из ярких примеров – программа поддержки образования. Более 75% наших работников совмещают работу и учебу. Для нас очень важно, чтобы молодые люди, которые приходят к нам работать, не переставали учиться. Мы разработали и ввели программу выплаты стипендий для тех студентов, которые успешно работают и успешно учатся в учебных заведениях.

Это значительные денежные выплаты тем работникам, которые являются лучшими и на работе, и в учебе. Около 200 работников в год в России получают специальные стипендии, для того чтобы продолжить собственное образование. Ежегодно более 5 млн руб. направляется на поддержку этой программы.

– Как будет меняться ваша производственная программа? Вы продолжите передавать на аутсорсинг производство различной продукции для сети?

– Напомню, что свое развитие в России «Макдоналдс» начал со строительства пищеперерабатывающего и распределительного центра «Маккомплекс» в Солнцеве. В 1989 г. перед открытием первого ресторана в Москве «Макдоналдс» инвестировал в него более $50 млн.

В то время вложения такого рода были чрезвычайно рискованными. Однако проблемы, связанные с поиском поставщиков, которые могли бы соответствовать нашим стандартам, определили решение – строить завод. Тогда в «Маккомплексе» размещалось девять производственных линий и дистрибуторский центр.

Но с первого дня компания ставила для себя цель полностью передать функции поставщиков внешним производителям.

Сегодня более 80% ингредиентов поступает от 130 местных поставщиков. Среди них агрофирма «Белая дача», поставляющая нам овощи и салат. Молоко нам поставляет с завода в Раменском Ehrmann, сыр в том же Раменском районе делает Hochland, соусы выпускает Heinz в Санкт-Петербурге и т. д. Логистические функции в этом году также были переданы нашим локальным партнерам (транспортно-логистическое обслуживание «Макдоналдса» в России передано немецкой компании Alpha Management, с которой сотрудничают все европейские рестораны корпорации. – «Ведомости»).

В итоге в «Маккомплексе» сейчас осталось только три производства: пекарня, производство пирожков и мясное производство. Сейчас завершается процесс передачи производства мясной продукции итальянской компании Сremоnini, заканчивающей строительство завода в Подмосковье. А в «Маккомплексе» будут значительно расширены мощности пекарной линии.

– Вы не собираетесь продать завод? У вас, должно быть, образовались избыточные мощности...

– Такой вариант сейчас обсуждается. Для нас самое важное – чтобы потенциальный партнер был готов обеспечивать наши растущие потребности.

– С кем ведутся переговоры о продаже?

– Мы в данный момент находимся в процессе завершения всех согласований и будем готовы анонсировать это в ближайшее время.

– Не испытывает ли кто-либо из ваших поставщиков сейчас проблем с ликвидностью?

– У меня не вызывает беспокойства финансовое положение наших поставщиков.

– В случае возникновения у них таких проблем вы готовы помочь кредитами или чем-то еще?

– Я не думаю, что будет такая необходимость. Наши партнеры – самодостаточные компании, но мы всегда готовы к решениям, которые позволят нам продолжить эффективный совместный бизнес. Если понадобится, мы порекомендуем им затянуть пояса. То есть более взвешенно подходить к вопросам, решение которых требует больших инвестиций, эффективнее использовать рабочую силу и производственные мощности, а также заложить возможность пересмотра уровня доходности.

– Какой у самого «Макдоналдса» антикризисный план по снижению издержек?

– Комитетов по чрезвычайным ситуациям у нас нет, так как в них нет необходимости. Но определенные планы есть. Сразу скажу: последнее, что я сделал бы, если все пойдет плохо, – это сокращение людей. Люди – это самый главный капитал, который обеспечивает успех нашего бизнеса. Я ни в 1998 г. на это не шел, ни сейчас не пойду. Мы будем использовать другие возможности оптимизировать бизнес.

Мы будем расширять перечень дополнительных услуг, таких как 24-часовой режим работы ресторанов с «Макавто», открытие окон экспресс-обслуживания, расширение концепции «Маккафе». Работа «Макавто» в ночное время дает дополнительно до 10% прироста в тех ресторанах, где эта услуга предлагается, а «Маккафе» привлекает дополнительно около 5% посетителей. Мы будем продолжать инвестировать в реконструкцию ресторанов, используя новые дизайнерские решения интерьеров и экстерьеров, разработанные европейской Design Studio. В 2009 г. мы начнем оптимизацию наших «Макавто», чтобы ускорить время обслуживания посетителей. Это проекты, рассчитанные не на один год, и все они остаются в силе.

Дальнейшее развитие кризиса может вносить некоторые коррективы в наши планы. Но в кризисе для нас есть и положительные моменты.

– Какие?

– Мы сможем значительно снизить расходы на девелопмент, учитывая, что стоимость недвижимости и цены на строительство начнут снижаться.

– Вы это уже почувствовали?

– Снижение будет обязательно. Сейчас у владельцев недвижимости период выжидания. Но долго пребывать в таком состоянии тяжело. Значительная часть объектов недвижимости, приобретенных под определенные девелоперские проекты, оплачена привлеченными средствами. Деньги нужно будет отдавать. Поэтому владельцы станут избавляться от обременительных активов. Вот тогда мы и почувствуем изменение цен. Пока к этому есть небольшие предпосылки. Я подожду, пока это станет тенденцией.

– Какой дисконт вам предлагают по сравнению с докризисным периодом?

– Поступают разные предложения, на основе которых рано делать выводы о размере дисконта. Уверен, до середины следующего года картина станет более определенной.

– Не придется ли «Макдоналдсу» замедлить развитие из-за ожидаемого падения цен? Зачем покупать сейчас, если потом будет дешевле?

– Нет. У нас достаточно объектов на стадии завершения, а также возможность вернуться к более агрессивному развитию на первичном рынке. Цена на участки, приобретаемые у государства, была и остается вполне приемлемой. Другое дело, что в период строительного Клондайка спрос на них был огромный. Сейчас он, несомненно, снизится, и у нас будет больше возможностей для выбора.

– Зачем же вы продолжаете переговоры по приобретению объектов на вторичном рынке, если ждете изменения цен на нем?

– Арендные договоры в основном заключаются на основе процента с оборота, что дает возможность избежать ежегодных пересмотров арендной ставки. Что касается переговоров по покупке объектов на вторичном рынке, то мы, разумеется, будем учитывать возможную коррекцию цен на рынке недвижимости.

– Какой процент с оборота вы обычно платите арендодателю?

– Это зависит от качества предложения и возможных капитальных затрат на размещение нашего предприятия. Он может колебаться от 3% до 7% от оборота.

– Франчайзинг вы так и не начали развивать, несмотря на давно объявленные планы?

– Франчайзинг – система, которой обязана своим успехом корпорация MсDonald’s: около 80% ее ресторанов принадлежат франчайзи. Прежде чем развивать франчайзинг в России, мы хотим создать прочную операционную базу и эффективную логистику. Сегодня у нас достаточно собственных ресурсов для эффективного управления бизнесом в России. В любом случае решение о предоставлении лицензии будет основано на экономической целесообразности. Нас никто не удерживает, но ничто и не подталкивает к этому.

– В каких случаях франчайзинговые рестораны в России будут экономически целесообразными?

– Когда потенциальный франчайзи будет способен управлять ресторанами эффективнее, чем корпоративный менеджер, и когда компания сочтет нецелесообразным отвлекать свои ресурсы на открытие нескольких ресторанов в небольших или отдаленных городах и регионах. У нас также есть опыт, когда некоторые европейские рынки целиком передавались в управление партнерам. Например, в Прибалтике, Грузии, Азербайджане, Молдавии, Болгарии, Македонии ресторанами управляют местные предприниматели.

– Какую выручку «Макдоналдс» рассчитывает получить по итогам 2008 г.? Сколько ресторанов планируется открыть?

– В этом году мы открыли 15 ресторанов, доведя их число в нашей сети до 204, а до конца года должно открыться еще около 10 предприятий. Темпы роста товарооборота в 2008 г., как и в предыдущие годы, превысят 20%.

– Корректируете ли вы планы по этим показателям на 2009 г.? («Макдоналдс» планировал открыть в 2009 г. более 30 новых ресторанов. – «Ведомости»)

– Нет.

– Каков исход вашего судебного разбирательства с налоговой инспекцией по оспариванию налоговых претензий?

– Мы обратились в суд с иском о признании решений налоговой инспекции по ООО «Макдоналдс» и ЗАО «Москва-Макдоналдс» недействительными. По первому делу суд принял решение в нашу пользу, а по делу ЗАО «Москва-Макдоналдс» слушания отложены.

– Почему налоговые претензии к «Макдоналдсу» возникли в прошлом году? Раньше их не было?

– Большинство претензий обычно снимается в досудебном порядке, а в данном случае наши возражения не были приняты налоговой инспекцией и нам пришлось обратиться в суд с иском.

«Макдоналдс» в России

Первый ресторан «Макдоналдс» в России открылся 31 января 1990 г. на Пушкинской площади в Москве. Сегодня у компании в России 204 ресторана, ежедневно обслуживающих более 800 000 посетителей. Ресторанами в Москве управляет ЗАО «Москва-Макдоналдс», предприятиями в других регионах России – ООО «Макдоналдс». Оба полностью принадлежат корпорации McDonald’s. До 2005 г. 20% акций «Москва-Макдоналдса» принадлежало правительству Москвы. Доля была выкуплена McDonald’s за $22 млн. Показатели «Макдоналдса» в России последний раз официально раскрывались компанией в 2000 г., когда выручка составляла $100 млн. С тех пор, по ее собственным данным, она росла не менее чем на 20% в год. В 2009 г. «Макдоналдс» будет внедрять в сети своих ресторанов технологии, ускоряющие обслуживание клиентов. Среди них автоматизированная раздача напитков и еды, автоматизированные системы заказа, а также услуга «Макавто-тандем». В этом случае к окошку заказа смогут одновременно подъезжать два автомобиля.