Получили все, что хотели

Государство выделит на поддержку автопрома около 200 млрд руб. и готово субсидировать проценты по кредитам на покупку недорогих машин
С.Портер

Продажи машин в кредит, по данным Объединения автопроизводителей России, упали до 20% (было около 40%), лизинг – почти на нуле (ставки доходят до 30%). По автокредитам, по словам руководителя розничного кредитования Альфа-банка Ильи Зибарева, средняя ставка в рублях сейчас около 26%. До кризиса ставки доходили до 11–12%, говорит начальник управления розничного кредитования Промсвязьбанка Иван Ивкин. Они полагают, что предлагаемые правительством меры помогут стимулировать продажи автомобилей в кредит.

В протоколе по итогам совещания в Набережных Челнах с участием премьера Владимира Путина и руководителей крупнейших отечественных автоконцернов – «АвтоВАЗа», «Камаза», группы ГАЗ, «Соллерса» – зафиксированы самые разнообразные меры поддержки отрасли, правительство учло почти все просьбы автопроизводителей, говорят представители автоконцернов.

В 2009 г. они получат госгарантии по кредитам на 70 млрд руб., объявил Путин. Кроме того, государство готово выкупить их облигации на 60 млрд руб., добавил он. Эту идею поддержал председатель Внешэкономбанка (ВЭБ) Владимир Дмитриев, предложив включить облигации автопрома в перечень инструментов, куда можно инвестировать пенсионные средства (ВЭБ управляет большей частью пенсионных накоплений).

Правительство урезало аппетиты отрасли: по словам сотрудника одного из заводов, в проекте протокола значились госгарантии на 110 млрд руб. и покупка облигаций на 120 млрд руб.

Кроме денег автоконцернам обещаны меры по стимулированию спроса. Государство готово субсидировать ставку по автокредитам при покупке автомобилей дешевле 350 000 руб., сказал Путин. Размер субсидии – 2/3 ставки рефинансирования (8,7%). Мера распространяется на иномарки, собираемые в России (см. инфографику).

В нужный ценовой диапазон укладывается большинство моделей Lada и «УАЗ», а также Renault Logan, Skoda Fabia и Fiat Albea. Ford Focus в самой дешевой комплектации для этого не хватает 2000 руб. Представитель Ford от комментариев отказался.

Правительство обещает помочь и продажам коммерческих автомобилей. Для этого лизинговым компаниям будут выделено около 43 млрд руб. кредитов (на три года) на условиях не выше ставки рефинансирования (13%). А Минтрансу будет выделено около 40 млрд руб. на специально создаваемую лизинговую компанию для закупки отечественной автотехники.

Увеличит закупки автомобилей и государство. Путин предложил в 2009 г. выделить госорганам дополнительные 12,5 млрд руб. на закупки автомобилей (до этого планировалось 15 млрд руб.). Госзакупки будут централизованы, а авансирование увеличено с 30% до 50%.

Вспомнил Путин и о Дальнем Востоке, взбунтовавшемся после повышения пошлин на подержанные иномарки. Чтобы удешевить машины в регионе, государство готово компенсировать РЖД стоимость перевозки на Дальний Восток автомобилей российского производства. «Это временная мера, она будет действовать примерно два года», – сказал премьер. По его данным, это удешевит автомобиль на 70 000 руб.

«Мы получили все, что хотели, – радуется зампред правления группы ГАЗ Елена Матвеева. – Наконец-то автопром дождался системного подхода к своим проблемам со стороны правительства».

«Обещанные меры – огромный шаг вперед, но, надеюсь, на этом все не закончится», – заявил «Ведомостям» президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин. Его просьба о кредитовании по ставке рефинансирования пока не нашла поддержки, также правительство пока не идет на предлагаемый «АвтоВАЗом» шаг по прямому субсидированию покупателей отечественных машин из бюджета.

Что касается денег для самих автоконцернов, то разместить облигации без помощи государства сейчас нереально, отмечает аналитик Raiffeisenbank Константин Сорин. Он также полагает, что госгарантии по кредитам могут привести к снижению залога для автоконцернов. Заводы надеются и на снижение ставок по кредитам, говорят представители «АвтоВАЗа», ГАЗа и «Соллерса».