В Москве все хорошо, особенно погода

Выставка «Серебряная камера» – коллективный фоторепортаж о городе, где ни люди, ни здания не знают печали

Ежегодная выставка «Серебряной камеры», конкурса на лучший фоторепортаж о Москве, вот уже восемь лет обещает, во-первых, хорошие, уже отобранные организаторами фотографии, во-вторых, возможность всмотреться в город, в котором жить можно только безоглядно – иначе никуда не поспеешь. На этот раз качественных фотографий было в достатке, но с их сюжетами – просто беда.

Перед «Снегом» – одной из самых красивых серий выставки – два пожилых фотографа сошлись во мнении, что такое печатали в 60-х годах в журнале «Чешское фото». Они не правы наполовину – полвека назад такого удивительного, сложносочиненного, густого и напористого цвета ни один великий фотограф получить не мог, зато сейчас это мерцающее волшебство доступно любому продвинутому пользователю хорошей цифровой камеры. Но, и тут не поспоришь, красивых кадров про умиротворяющую суть снегопада кто только не делал, хотя в историю фотографии ни один, кажется, не вошел.

Кроме снега в Москве бывают еще дождь и солнце. Яркое солнце тоже ловко ловит «цифра» – так что местами зал Манежа сияет желтым, а где светило, не важно – на пивном фестивале или в ГУМе. Запомнилось только солнечное сияние фиксы во рту одной из героинь серии про московских цыган.

Номинация «Лица» – традиционно слабое звено, Нина Левитина, отборщик конкурса, уверяет, что портретов присылают много, а выбирать нечего. На этот раз запомнилась серия про гастарбайтеров, к слову ставших героями многих московских выставок.

Раздел «Архитектура» из года в год предъявляет геометрию фрагментов московских новостроек, среди этих лощеных абстрактных композиций выделяется черно-белая серия о предсмертной агонии памятников конструктивизма. Печалью и выделяется, потому что чувств, конфликтов и драм на выставке не найдешь. Будто нет в городе ужасов – ни избушки вместо Аполлона на фасаде Большого театра, ни гумовского катка, фанерными стенами уничтожившего пафос лучшего московского вида – на Василия Блаженного от Воскресенских ворот.

Кажется, что фотографирующие (конкурс не делает различий между профессионалами и любителями, до решения жюри серии фотографий подписаны только кодовыми номерами) не хотят смотреть на лица застрявших в пробках или переживающих муниципальный капремонт и упираются взглядом в монитор фотоаппарата, где все видится краше, чем наяву.

Но когда вспоминаешь выставку, первым всплывает фотография молоденькой продавщицы с большим родимым пятном на лице, выражение этого лица – особенное.