Новинки книжных развалов


Великая ИКЕА. Бренд для всех

Элен Льюис

М.: Олимп-бизнес, 2008. 208 с.

«Правило первое: никогда не теряй деньги. Правило второе: никогда не забывай первое правило» – эти сокровенные знания открыл своим почитателям Уоррен Баффетт. Судя по книге Элен Льюис, посвященной ИКЕА, у легендарного американца появился серьезный конкурент в Европе – основатель компании ИКЕА Ингвард Кампрад.

Льюис пишет, что однажды Кампрада «пригласили в Эльмхульт, крошечный городок в Смоланде, где в 1953 г. заработал первый магазин ИКЕА», на открытие ему, Кампраду, памятника. Так вот, вместо того чтобы «перерезать ленточку и официально объявить об открытии», виновник торжества «аккуратно развязал ее, свернул и передал мэру, сказав: «Теперь ее можно использовать снова».

Именно в этом городке, как отмечает автор, «в 1947 г., в возрасте 17 лет, Ингвард Кампрад зарегистрировал компанию ИКЕА на деньги, которые дал ему отец для продолжения учебы». Там же и поныне «стоит очень маленький сарайчик площадью около 2 кв. м, покрашенный в зеленый цвет, с белой дверью и изогнутой крышей», где основатель компании хранил товары, которые «ему удалось находить и продавать по низким ценам».

За полвека бизнес Кампрада пересек границы не только Швеции, но и Европы, однако остался практически неизменным по сути. «Раз и навсегда мы решили придерживаться взглядов большинства» – так начинается его книга «Завет торговца мебелью». Можно, конечно, иронизировать над шведским скрягой, создавшим бренд для людей «с тощим кошельком». Но именно такая модель бизнеса позволяет, как отмечает Льюис, достигать великолепных результатов: например, чистая прибыль компании «составляет примерно 17–18% от цены товара ИКЕА; это поразительно, принимая во внимание, что большинство фирм-конкурентов оперирует однозначными цифрами».

Впрочем, цифр и сравнений в расследовании Льюис маловато: она честно признается, что точная «информация о структуре и организации ИКЕА хранится в тайне» и сами сотрудники компании, «похоже, полностью не имеют представления о лабиринтах высшего руководства». Зато согласно внутренней брошюре «Путешествуем с ИКЕА» понятно, что на управленцах в компании тоже экономят: все ее менеджеры «должны летать экономклассом или на бюджетных авиалиниях, останавливаться в дешевых отелях, иногда делить комнату с несколькими постояльцами»; кроме того, они «не получают традиционных служебных автомобилей, мобильных телефонов, мест на стоянке и сумм на представительские расходы». Более того, ежегодно в ИКЕА проводятся «антибюрократические недели», «во время которых менеджеры работают на складах и экспозициях, чтобы получить лучшее представление о работе своих подчиненных».

О масштабе компании свидетельствует и такой факт: «По одной из оценок, около 10% европейцев было зачато на кроватях ИКЕА». И вряд ли это результат рекламной акции в Германии, где не так давно продавалась кровать «Гутвик» – «по-немецки ее название созвучно неприличному словосочетанию, которое переводится примерно как «хороший секс».