Бизнес и общество: Армия сопротивления


В июле Дмитрий Медведев сделал наступательное заявление: «Хватит кошмарить бизнес». Но кошмарить меньше не стали. Сигнал для правоохранителей был вроде бы ясный. «Здесь сидят наши коллеги, которые отвечают за соответствующие правоохранительные системы. – Медведев взглянул на сидевшего напротив генпрокурора Юрия Чайку и на главу МВД Рашида Нургалиева. – В нашей стране очень важное значение имеют сигналы. Вот считайте, что этот сигнал дан». Но уже сегодня можно сказать, что ситуация в ведомствах не поменялась. Принятый закон о сокращении проверок бизнеса не распространяется на правоохранительные ведомства. Косметические поправки в закон «О милиции» не меняют отношения правоохранителей к бизнесу и к гражданам как к преступникам.

Характерна история с антикоррупционным законом. Борьбу с коррупцией можно было начинать и без специального закона. Его наличие – это политическая воля, сигнал всем чиновникам, курс государства. И вот этот сигнал встретил открытое сопротивление в Госдуме. Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству предложил отложить обязательное декларирование имущества чиновниками и членами их семей до 2010 г. Отсрочка прикроет коррумпированных чиновников, сотрудников милиции, таможни, прокуратуры и судебных приставов еще на год.

Почему говорят, что у нас нет оппозиции? Президент встретил открытую оппозицию в парламенте. Настоящая демократия. Настоящее сопротивление. Джорджа Буша не поддерживает конгресс, а Дмитрия Медведева – Госдума.

Борьба с коррупцией – это не только «систематическое выявление фактов взяточничества». Выявление фактов и наказание пойманного за руку – это борьба с последствиями. Разговоры об ужесточении наказания для взяточников и о стоимости подарка – 3000 руб. или 5000 руб. – это намеренный увод дискуссии от главного. За каждой полученной взяткой стоит длинная цепочка чиновников различного уровня. Просто сажать взяточника в тюрьму так же бесполезно, как и наркомана, – можно никогда не узнать, где наркобарон. Тюрьмы окажутся переполнены, а наркотики будут повсюду.

В Италии знаменитая операция «Чистые руки» началась с банального уголовного дела о взятке в $5000. Прокуратура расследовала связи уличенного в вымогательстве и вышла на группировку чиновников из правительства, связанных с высшим эшелоном бизнеса. Сотни политических деятелей угодили в тюрьму за преступные связи. Это привело к смене целого поколения политиков. Поменялась правящая партия. Двадцать тысяч человек оказались под следствием. Было сформировано новое правительство, состоящее из профессиональных управленцев и менеджеров.

Антонио Ди Пьетро, прокурор, сыгравший ключевую роль в операции «Чистые руки», так объясняет ее смысл: «Операция «Чистые руки» имела успех потому, что к началу 90-х гг. в стране сложились уникальные условия. Прежде всего, народ устал от коррупции и с одобрением воспринимал наши действия. Операция «Чистые руки» не была актом борьбы за власть. Полицейские просто делали свою работу – и не более того, никакой политики в этом не было. Цель операции состояла в том, чтобы обнажить всю глубину явления в расчете на то, что дальше пойдут другие – те, кто продолжит демонтаж коррупционной системы. Когда мы начинали, то, конечно, чувствовали масштабы коррупции. И знали, что рано или поздно нас остановят, поэтому очень торопились, стараясь сделать как можно больше. Экс-премьер Кракси был великий политик, но он украл очень много денег и был за это наказан».

Сегодня комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, откладывая до 2010 г. декларацию имущества чиновников, фактически заявил о том, что борьба с коррупцией несвоевременна. Президент России с депутатами не согласился. Медведев на встрече в Кремле с руководством своей администрации сказал, что хотел бы оставить неизменным содержание законопроекта. Три чтения закон уже прошел.

Очень важно, что будет до 2010 г. Кампания «Чистые руки»? Досрочные парламентские выборы? Или закон о противодействии коррупции тихо замнут, будто не было такой политической воли? С наступающим!