Памятники автобуму

Спад продаж заставляет дилеров не только отказаться от новых проектов, но и замораживать недостроенные автоцентры
Е.Кузьмина

Атлант-М» прекратил строительство двух автоцентров в Петербурге – «Атлант-М Пулково» на Пулковском шоссе и «Атлант-М Север» на севере города около кольцевой автодороги, сообщила представитель холдинга Елизавета Капралова. По ее словам, компания 13 ноября погасила облигационный заем на 1 млрд руб., на это ушли средства, предназначенные для расширения сети. Работы, за которые подрядчики уже получили аванс, будут закончены, после чего стройки полностью остановятся, говорит она. В «Север», который готов на 80%, уже инвестировано $15 млн, а в «Пулково» – $20 млн, его готовность – около 50%. Компания планировала, что «Атлант-М Пулково» будет продавать машины General Motors, а «Атлант-М Север» – Mitsubishi.

Заморожен и центр Porsсhe, который строила на Большом проспекте В. О. «Сигма-спорт», рассказал председатель совета директоров группы «Сигма» Павел Громов. Открыть новый центр «Сигма» собиралась еще в начале этого года, но стройка затянулась, говорит он. По его словам, центр готов более чем на 90%, в него инвестировано около 10 млн евро, но открывать его компания не будет из-за резко упавших продаж марки. Возможно, в мае в новом салоне заработает сервисный центр, не исключает Громов.

«Порше руссланд» известно, что «Сигма» перенесла открытие центра, который должен был стать третьей точкой продаж Porsche в городе, говорит представитель компании Оксана Хартонюк. Она утверждает, что компания не может заставить дилеров в ситуации резкого падения продаж расширять сеть. Все переносы сроков строительства дилеры обязательно согласовывают с автопроизводителями, говорит Кирилл Устинов, директор по связям с общественностью «Рольф импорта», импортера Mitsubishi. Если машины продаются плохо, то с инвестициями в новые точки продаж можно и подождать, говорит он.

Продажи машин упали примерно на 30% в октябре по сравнению с сентябрем, в ноябре падение замедлилось, отмечает председатель совета директоров группы «Лаура» Игорь Щербаков. По оценке одного из московских дилеров, срок окупаемости автосалона в условиях роста продаж – 3–5 лет, при падении он может затянуться до 10 лет.

В городе встали недостроенными около десятка автоцентров, говорит председатель совета директоров группы «Олимп» Евгений Войтенков. В основном дилеры стараются сейчас достроить начатые проекты, отказываясь от новых, объясняет он. Его оценку подтверждает руководитель одного из московских дилеров, работающих в Петербурге.

«Хонда Пискаревский» достроила и в ближайшее время откроет свой второй центр Honda на проспекте Руставели, рассказывает совладелец компании Андрей Смецкий. Но начинать строительство центра Accura, о котором успела договориться с российским представительством Honda, компания уже не будет, заявляет он.

«Атлант-М» не собирается пока продолжать строительство автоцентров, говорит Капралова. Она не исключает, что компания продаст недострой, если найдется покупатель, который заплатит адекватную цену. Войтенков из «Олимпа» полагает, что покупателя не найдется: в городе около 200 автоцентров, что, по его словам, избыточно. Тем более что в следующем году роста продаж машин по сравнению с этим годом ждать не стоит, добавляет Громов из «Сигмы».