Вектор


Не брать лишнего

Член совета директоров «Роснефти», предправления Barclays Capital Ханс-Йорг Рудлофф был самым активным покупателем из ее руководителей в ходе IPO в 2006 г.: он купил 0,0071% акций «Роснефти» на $5 млн (цена размещения была $7,55 за акцию, вчера в РТС – $4). Но вчера «Роснефть» сообщила, что доля Рудлоффа снизилась в 2,52 раза – с 0,0063% до 0,0025% акций. Стоимость проданного по текущим котировкам – около $1,6 млн. Но Рудлофф вовсе не разуверился в компании – сделка с акциями «Роснефти» была технической, заверил он «Ведомости»: «Мне пришлось поменять номинального держателя части акций, и, чтобы не ждать, пока бумаги будут переведены с одного счета на другой, я предпочел их продать». Рудлофф обещает, что пакет будет восстановлен в прежнем размере не позднее чем через два дня. Хранят верность «Роснефти» и ее менеджеры: в октябре падением котировок компании воспользовался вице-президент и член правления госкомпании Питер О’Браен. Он за $560 000 купил 200 000 акций «Роснефти» в виде GDR, увеличив пакет до 0,0024%.

Вчера Ассоциация компаний розничной торговли («Акорт») и Союз независимых сетей России (СНСР) получили одобрение Федеральной антимонопольной службы на проект положения «О порядке доступа отечественной сельскохозяйственной продукции в торговые сети». Документ подразумевает отмену «входных» бонусов, платы за полку, за открытие новых магазинов и проч. для производителей небрендированной отечественной сельхозпродукции (овощей, фруктов, яиц, молочных продуктов, мяса, сахара, круп). Кроме того, проект поощряет заключение прямых договоров поставки, без участия посредников. Документ носит обязательный характер для всех участников ассоциаций – это более 40 крупнейших сетей России. Но сельхозпроизводители заявляют, что инициатива сетей носит рекламный характер, поскольку небрендированная продукция и так не облагалась входными платежами и бонусами. Для них важнее ограничение отсрочки платежей одной-двумя неделями, а не 45–60 днями, как сейчас.

Око за око

Завтра суд рассмотрит апелляцию норвежской Telenor на решение, обязавшее ее выплатить $2,8 млрд «Вымпелкому» (у Telenor 29,9% его акций). Истец – Farimex Products, называющая себя миноритарием «Вымпелкома» и желавшая наказать Telenor и «Альфа-групп» (у нее 44%) за недопуск оператора на Украину в 2005 г. Претензии к «Альфе» суд снял – она экспансию на Украину поддерживала. Представители Telenor подозревают, что Farimex действует в интересах «Альфы», добивающейся «развода» с норвежцами. Изменить устав «Вымпелкома» и разрешить «Альфе» единолично одобрить его выход на Украину в 2005 г. пытался через суд другой миноритарий «Вымпелкома» – Виктор Макаренко. Но повод для претензий к «Альфе» нашелся. Она больше трех лет игнорировала собрания акционеров «Киевстара» (также совместное владение с Telenor), норвежцы потеряли «сотни миллионов долларов», уверен гендиректор Telenor Йон Фредрик Баксаас: прибыль, которая могла бы пойти на дивиденды, номинирована в ослабшей гривне (см. статью на стр. А5). Нераспределенная прибыль за 2004–2007 гг. сократилась более чем на $300 млн, сообщил украинской газете «Дело» президент «Киевстара» Игорь Литовченко. Никто не виноват, что Украину постиг кризис, отвечает представитель «Альфы» Кирилл Бабаев, а пока дивиденды не выплачены, нет и убытков.

Не предал

Зато миноритарии «Роснефти», участвовавшие в народном IPO, другого мнения: в октябре на встрече с менеджерами «Роснефти» акционер Валерий Захаров предложил руководству госкомпании рассмотреть возможность выкупа по цене размещения.

Широкий жест

Директора некоторых крупных российских компаний решили сохранить деньги своих подопечных, отказавшись от вознаграждений. Десять членов совета директоров Магнитогорского металлургического комбината (ММК) отказались от вознаграждения c 1 января следующего года и до окончания срока своих полномочий (в конце марта 2009 г. – «Ведомости»), сообщила вчера компания. Их общее вознаграждение на 2008 г. рекомендуется утвердить в размере 65 млн руб. Шесть директоров «Белона» откажутся от вознаграждения не только за 2009 г., но и за IV квартал этого, сообщила на прошлой неделе угольная компания. По итогам 2007 г. они получили 15,5 млн руб. Уровень вознаграждений топ-менеджеров компаний на порядок выше, чем членов советов директоров, отмечает исполнительный директор Ассоциации независимых директоров Александр Филатов: «Эта экономия – капля в море». Этот шаг не снижает издержки, а вот невыплата бонусов менеджменту может существенно повлиять на финансовые показатели компании. Но пока компании об этом не рапортуют.