Зоны экономии

РосОЭЗ решило секвестировать госрасходы на особые экономические зоны на 15% и предложить инвесторам самим строить инфраструктурные объекты. Зоны потеряют свою привлекательность для инвесторов, уверены эксперты

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) подготовило предложения по изменению функционирования зон в условиях кризиса и в ближайшее время собирается внести их в Минэкономразвития. «Мы оценили все затраты, определили приоритеты и поняли, где можно сэкономить», – говорит руководитель РосОЭЗ Андрей Алпатов.

В 2008 г. в бюджете выделено 17 млрд руб. на создание ОЭЗ, почти все средства использованы, в 2009 г. – на 1 млрд меньше, говорит замруководителя агентства Кирилл Янков: «Но есть установка снизить в 2009 г. госрасходы на 15%, эта сумма и будет сэкономлена».

Чтобы секвестировать госрасходы, РосОЭЗ будет привлекать к созданию инфраструктуры частных инвесторов. Сейчас всю инфраструктуру строит государство, говорит Алпатов.

К финансированию объектов инфраструктуры РосОЭЗ планирует подключиться ВЭБ, рассказывает директор департамента Минэкономразвития Дмитрий Левченков, – чтобы заменить бюджетное финансирование на кредитные ресурсы. Госкорпорация будет кредитовать и РосОЭЗ, и инвесторов, отмечает он.

ВЭБ будет искать инвесторов, говорит начальник управления госкорпорации Михаил Перевозов. Окончательный список зон и объектов, которые могут быть построены через механизм государственно-частного партнерства, еще не утвержден, отмечают Перевозов и Янков.

Основное преимущество особых зон именно в том, что инфраструктуру строит государство, отмечает исполнительный директор «Финансового и организационного консалтинга» Моисей Фурщик. Налоговые льготы почти не играют роли, согласен вице-премьер и министр финансов Республики Алтай Светлана Гашкина. Инвесторы согласятся строить инфраструктуру, если она быстро окупится, уверен Фурщик: это возможно в промышленно-производственных зонах.

Желающие принять участие в строительстве инфраструктурных объектов уже есть, утверждает Алпатов: например, в ОЭЗ в Тольятти – по развитию автомобильного кластера, а «Ростехнологии» заинтересованы в проекте «Титановая долина» по производству титана, магния и другой продукции в Свердловской области. Представитель «Ростехнологий» отказался от комментариев.

Второй антикризисный механизм развития ОЭЗ – передать зоны на завершающем этапе их создания в управление регионам, рассказал Алпатов. Регионам будет сложно финансировать зоны самостоятельно, сомневается Гашкина: например, на зону «Алтайская долина» республика выделяет около 2 млрд руб. в год, а федеральный бюджет – 8 млрд руб.

Обе меры затормозят развитие части зон, сетует Фурщик: сроки запуска зон, требующих крупных госвложений, могут быть перенесены. Зоны задумывались для реализации пилотных технологических проектов, напоминает Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. О них можно будет забыть, если государство переложит на бизнес не только создание инфраструктуры, но и финансирование ее строительства, уверена она.