Чтобы плохо не лежало

В компаниях по всему миру растет воровство: выясняется, что преступления часто совершают сотрудники, считавшиеся надежными, а виноват экономический спад. Россияне подобных тенденций не замечают. Или просто привыкли

В октябре бухгалтер нью-йоркского брендингового агентства 321 Takeoff Inc. заподозрил неладное, после того как сотрудник, который обычно подавал еженедельный отчет о расходах примерно на $80, стал указывать $120. Алона Фромберг-Елкаям, его президент, начала расспрашивать сотрудника, но ответы получила невнятные. И тогда он (дизайнер среднего уровня) был уволен.

Кто и почему

Недавнее исследование американского Института корпоративной производительности показало, что работодатели наблюдают рост внутренних преступлений – от фиктивных торговых сделок и незаконных откатов до кражи офисного оборудования и розничной продукции, предназначенной для продажи клиентам. Работодатели подозревают, что сотрудники воруют, дабы справиться с финансовыми трудностями дома или предвидя увольнение.

Кражи случаются и в хорошие времена, говорит Боб Зирк, вице-президент по кадрам подразделения компании Black & Decker Corp., занимающейся инструментом и товарами для ремонта, но такие случаи «происходят все чаще в сложных экономических условиях». Хотя Зирк и не заметил роста воровства среди сотрудников на производстве, за свою 32-летнюю карьеру в кадрах он сталкивался с ним в других компаниях в предыдущие экономические спады.

В 2007 г. компании потеряли в среднем $2,4 млн из-за мошенничества, большая часть которого приходилась на сотрудников (в 2005 г. было $1,7 млн), сообщается в опросе компании PricewaterhouseCoopers LLP, которая проводит подобные опросы раз в два года, в них участвует около 5400 компаний разного размера по всему миру.

«В лихие 90-е в колхозах тот же корм, который рассыпали вручную, воровали мешками», – рассказывает Георгий Глуховский, владелец калининградского свинокомплекса «Станица». Однако яркие случаи воровства на своем предприятии он припомнить затруднился. «У нас воровать тяжело – новые технологии привносят в это большие сложности, – улыбается предприниматель. – Теперь весь корм поступает на пневмотранспортировку, специальные кормовозы и оттуда по трубам – в кормушки. Чтобы что-то украсть, нужно залезть в кормушку и, свесившись наружу ногами, выгребать содержимое ладошками. Это несерьезно».

Офисное воровство, говорит Станислав Костяшкин, гендиректор российского агентства деловых путешествий «Континент экспресс», делится на две категории: «прихватывание чего-то по мелочи», начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая рулонами туалетной бумаги, и воровство, при котором бизнесу наносится серьезный экономический ущерб. «В туристической индустрии злоупотребления, например, возникают на уровне филиалов, – делится предприниматель. – Люди могут делать левые заказы и не проводить их через центр». Никакие системы контроля в таких ситуациях, утверждает он, не помогают, самый действенный инструмент – изначально собрать здоровый коллектив.

Слабое место

«Скандальная история случилась у нас лишь однажды, когда из складского помещения пропал ценный приз для викторины (mp3-плейер), которую мы проводили для одного из клиентов, – делится Марина Гетманская, руководитель PR-направления маркетингового агентства AG Loyalty. – Сразу после этого мы оборудовали офис системой видеонаблюдения, о чем каждый из сотрудников был уведомлен».

Работодатели становятся мишенью, потому что работники «знают их системы, методы контроля и слабые места и у них есть возможность дождаться подходящего момента», говорит Марк Дойл, президент компании Jack L. Haynes International Inc., – поставщика услуг по предотвращению краж на рабочем месте, – которая расположена в Фрутлэнд-Парке, штат Флорида.

«Эти люди, имеют доступ к информации, позволяющей им совершить преступление», – рассуждает он. Их преступления – обычно кража небольших сумм денег в течение долгого времени – часто остаются незамеченными, пока не наступает экономический спад, добавляет он, потому что именно в это время компании начинают считать копейки.

Опрос, проведенный компанией PricewaterhouseCoopers в 2007 г., показывает, что на сотрудников высшего уровня, проработавших в компании в среднем 7,5 года, приходится 25% всех внутренних мошенничеств, которые становятся достоянием гласности. В целом 85% мошенников – мужчины, 44% – в возрасте от 31 до 40 лет, 38% – обладатели степени бакалавра и 12% – еще более высокой степени.

Виноват ли кризис

Поскольку воровство на рабочем месте иногда остается незамеченным, неясно, насколько усугубилась проблема сейчас по сравнению с более благоприятными временами. Но, по данным Jack L. Haynes International, кражи со стороны сотрудников в розничном секторе растут ежегодно с 2003 г. Опрос, проводившийся компанией в начале 2008 г., показал, что 24 крупные розничные компании, в которых работает более 2,3 млн человек, обнаружили, что в 2007 г. примерно каждый 28-й сотрудник был задержан за воровство, что почти на 18% больше, чем в 2006 г.

Опрос Института корпоративной производительности показал, что около 17% респондентов недавно ввели дополнительные меры безопасности, а 20% стали чаще проводить проверки в связи с ростом воровства сотрудников или подозрениями в воровстве. 28% опрошенных сообщили, что стали чаще обсуждать с сотрудниками проблему внутренних краж.

«Человек, не склонный к воровству, не будет брать чужого ни при финансовых сложностях, ни при рисках увольнения, – комментирует Максим Протасов, председатель совета директоров консервного холдинга «Помидорпром». – В нашей стране воруют больше, так как, к сожалению, в культуре нации пока нет уважения к частной собственности. Поэтому в российском ритейле существуют материально ответственные лица в каждой торговой точке, что повышает операционные расходы на деятельность сети. За рубежом института пересчетов, инвентаризаций и материальной ответственности в каждой торговой точке нет».